Опиум для Китая
В 1793 году император Китая Цяньлун сказал послу короля Англии Георга Третьего:
«Нам никто не нужен.
Убирайтесь к себе.
Забирайте свои подарки».
Убирайтесь к себе.
Забирайте свои подарки».
Но Ост-Индская компания хотела получить богатства Китая и огромный китайский «рынок сбыта». И ещё через 50 лет, после двух «опиумных войн», им это удалось.
Ост-Индская компания стала поставлять в Китай опиум. Масштабы поставок наркотика росли в геометрической прогрессии. Император решил положить этому конец и запретил англичанам торговлю опиумом.
Наркокартель «Ост-Индская компания» действовал жёстко и быстро.
Великобритания начала первую опиумную войну в 1840 году. Через 15 лет произошла вторая опиумная, в ней участвовали уже Британия, Франция и США. Флот и артиллерия западных стран значительно превосходили возможности Китая, император проиграл обе войны.
И после каждой из этих войн Китай не просто допускал в свои порты корабли англичан с грузом опиума и разрешал торговлю. Ещё хуже — Китай выплачивал англичанам огромные суммы «штрафов» за то, что запрещал торговлю наркотиками.
Из казны государства выплачивались по сегодняшним меркам десятки миллионов долларов. Тогда же Британия получила (захватила) Гонконг, ставший на долгие годы опиумной столицей Восточной Азии.
Но ещё хуже того. Началась не только экономическая, но и моральная, человеческая деградация страны.
Данные о том, какое количество жителей Китая стало курильщиками опиума, разнятся, примерные цифры — от 30 до 60 процентов населения.
Государство было разрушено и деморализовано. Начались восстания, революции, войны. А потребление опиума всё росло, за 50 лет в 50 раз.
Это были «унизительные сто лет», примерно с 1850 до 1950.
Великая «цивилизация Суши», казалось, была уничтожена.
В 19 и 20 веке Китай оказался в техническом, военном, экономическом отношении несравнимо более отсталой по развитию страной, чем западные захватчики.
Но уже во время опиумных войн была высказана мысль, которая в конце концов приведёт Китай к стратегическому перевесу в глобальной мировой игре.
Знаменитую «стратагему» сформулировал китайский философ Вэй Юань, его книга была издана в 1842 году.
Знаменитую «стратагему» сформулировал китайский философ Вэй Юань, его книга была издана в 1842 году.
«Учиться у варваров передовой технике, чтобы держать их под контролем».
Ему же принадлежат другие стратагемы. «Молчальник» и «мудрый стратег» (такие псевдонимы брал себе сам Вэй Юань) считал, что нужно:
«Руками варваров управлять варварами».
Также необходимо укреплять свое государство максимально. И тогда:
«Варвары четырёх сторон придут к императору на поклон».
© Public domain
Руками варваров
Сегодняшнее возрождение Китая выглядит как чудо. Но чудо это было спланировано.
Сегодняшнее возрождение Китая выглядит как чудо. Но чудо это было спланировано.
Китай никогда не забудет «век унижения» от западных варваров. Но в итоге Китаю удалось то, что не удавалось ни одной империи. Упавшая китайская империя возродилась. В совершенно новом, неузнаваемом виде. Но это всё та же Империя Суши, которая, как и много веков до этого, опять является первой экономикой мира (считается второй после США, но по показателю «ВВП по ППС» — уже первая, в 2028 году станет абсолютно первой).
Сегодня не вспоминают о том, почему и когда варвары «придут к императору на поклон». К чему лишняя откровенность? Государство укрепляют руками варваров, но формулируют иначе.
Тезисы современной политики звучат благопристойно и уклончиво.
«Богатая страна, сильная армия».
«Китай должен идти своим путём».
Дэн Сяопина называют «архитектором» рыночного социализма. Он говорил так: «Неважно, какого цвета кот. Черный он или белый. Хороший кот тот, который ловит мышей».
В Китае любят иносказательные выражения (так же, как и совершенно откровенные, как у великого стратега Вэй Юаня). Рассказ про «черного и белого кота» означал, что «не всё в мире является классовой борьбой».
В Китае понимали, что им нужны «технологии варваров». Но как же их добыть? Вэй Юань сказал как. Ещё в 1842 году. «Руками варваров».
Китай при Дэн Сяопине стал привлекать иностранные инвестиции на чрезвычайно выгодных условиях. Трансфер технологий — это и сейчас основное условие для инвестиций в экономику Китая.
С 1993 года Китай становится мировым лидером по инвестициям.
Масштаб иностранных инвестиций в экономику страны только в 2020 году составил 1 триллион юаней, то есть 144 миллиарда долларов.
Китай открыт, естественно, и для вывоза товаров. И, конечно, полностью открыт для поставок ресурсов.
Китай сегодня ввозит 40 процентов ископаемых и других природных ресурсов. И экспортирует 60 процентов своей продукции. Рынки сбыта, на которых строится могущество империи и ее постоянный экономический рост — находятся за пределами границ страны.
Принцип «нам никто не нужен» поменялся на противоположный. А на какой?
Об этом чуть позже. Пока что можно полюбоваться на проникновение империи в дела варваров.
Тигры крадутся в «тапочках»
Люди, работавшие в Африке во времена СССР, говорят, что сегодня «где был Союз — теперь везде Китай». Пускай это преувеличение, но Китай действительно ведёт экономическую экспансию в дальних странах — и, конечно, не только в Африке.
Вот только последние новости.
На Соломоновых островах, возле Австралии, Китай договорился о создании своей военной базы, что вызвало резкое недовольство США.
Очень интересная история с поставками военной техники Сербии. Китайские средства ПВО этой весной прибыли на военный аэродром Белграда. Обучать, конечно, будут китайские специалисты. Так что же, получается, Китай будет отслеживать небо Европы прямо из Сербии?
Особо надо отметить, что Китай никогда не забудет бомбардировки Белграда странами НАТО в 1999 году и «случайного» попадания бомбы самолёта США в посольство Китая. На этом месте сейчас мемориал и строится крупнейший в Европе центр Китайской культуры.
Китайские «тигры в мягких тапочках» сегодня владеют такими европейскими знаменитыми брендами, как Пирелли (итальянский производитель шин), футбольными клубами «Милан» и «Интер», аэропортом немецкого Франкфурта, шведским производителем автомобилей «Вольво», портами в Греции и торговыми сетями по всей Европе. Не так давно собственностью китайцев стала компания «Бритиш Стил».
Компания «Моторола» и часть «Дженерал Электрик», «Нокиа», «Сааб», «Филипс», гостиницы Плаза и Валдорф Астория в Нью-Йорке принадлежат китайским фирмам.
Не счесть заводов, сельскохозяйственных угодий и недвижимости, которыми сегодня в Европе, Америке и на других континентах владеет Китай.
Китайские фонды и предприниматели сегодня крупнейшие собственники в Европе.
Не всегда они покупают предприятия целиком. Например, в немецком концерне Даймлер, выпускающем знаменитые автомобили марки Мерседес, китайский предприниматель Ли Шуфу (глава автомобильного концерна Geely) приобрел 10 процентов акций. Цель свою он обозначил предельно ясно: «Это покупка технологий». Китай интересовали электромобили и машины-беспилотники.
Народный капитализм
Так каким государством является Китай? Экономика страны очевидно капиталистическая, с сильным участием государства.
Высказываются мысли о том, что это одна из стадий развития общества. Со временем государство превратится во что-то типа огромного рабочего кооператива.
В Китае экономическая система называется «социализм с китайской спецификой», «рыночная система социализма». Упор делается на то, что механизмы рынка работают на цель — социализм. «Заставим капитал работать на социализм», говорят в Китае.
Это «переходная модель от капитализма к социализму». Но пока что у модели есть два условия. Тотальная цензура и тотальный расцвет коррупции.
В невиданной роскоши живут предприниматели и бюрократы современного Китая.
Экономическое расслоение общества огромное, и как это может сочетаться с принципами социализма?
Это одна из самых больших проблем Китая сегодня.
«Лисы» и «голые чиновники»
Каждый год в Китае сажают за коррупцию несколько сотен тысяч чиновников. Но ничего не меняется, воруют. Жажда наживы не позволяет им остановиться.
Доходит до каких-то фантасмагорий.
Когда был арестован заместитель губернатора одной из провинций, который украл 9 млрд долларов США, выяснилось, что он имел 46 любовниц. И для каждой купил по квартире. То есть 46 квартир.
Роскошные виллы, дворцы, яхты, поля для гольфа — это роскошь, в которой живут современные китайские предприниматели. Они покупают невероятно дорогие машины. Бентли и Ламборджини давно открыли в Китае свои дилерские сети. Но многие из этих новых богачей — чиновники, а не бизнесмены.
Китай занимает второе место по количеству миллиардеров в мире. В США в 2021 году было 724 миллиардера. В Китае (вместе с Гонконгом) — 699.
Но это только те, кто имеет капиталы «на виду» и хоть как-то может объяснить их происхождение. Считается, что в офшорах китайские бизнесмены держат около трёх триллионов долларов.
Есть даже специальные словечки для таких «товарищей».
«Лисы». Это те, кто сбежал с награбленным. Их ловят и возвращают, но не всегда, конечно, это получается.
И «голые чиновники». Это те, кто держит капиталы за границей. Их семьи, жёны и дети тоже живут за пределами страны. В Китае такой «голый» только берёт взятки. И в любую минуту готов превратиться в «лису», сбежав за границу.
В 2014 году глава государства и Компартии Си Цзиньпин созвал специальный партийный пленум по борьбе с коррупцией, на котором заявил: «Либо Компартия победит коррупцию, либо коррупция победит Компартию».
После этого произошли аресты крупнейших чиновников. Общество было потрясено арестом члена Политбюро, который курировал полицию и госбезопасность, Чжоу Юнкана. Из его дома вывезли четыре грузовика наличных денег, грузовик золотых украшений и грузовик украшений нефритовых.
За три года был арестован один миллион чиновников, из них 100 человек — «тигры», по выражению Си Цзиньпина — министры, мэры городов-миллионников и подобные им по должностям и положению в обществе.
Правда, при «товарище Си» почти прекратились знаменитые расстрелы взяточников. Теперь приговор может звучать так: «расстрел с отсрочкой на два года», что означает — «пожизненное с конфискацией».
Знаменитостей из мира искусства заставили платить налоги. Даже китайская красавица, актриса Фань Бинбин была вынуждена уплатить 130 миллионов долларов налогов.
Вирус обогащения пришел вместе с капиталистическим укладом экономики. Говорят, даже сын знаменитого лидера коммунистической партии Дэн Сяопина стал миллиардером.
Получится ли у Китая преодолеть противоречия между тем, что классики коммунизма называли «базисом» и «надстройкой»? Экономический базис (в данном случае капиталистический) определяет систему идеологических взглядов (декларируется, что коммунистическую)? Это мы узнаем через время. Но пока очевидно, что существует странный гибрид.
Кроме наведения порядка, Си Цзиньпин преследовал и другую цель. Сегодня в руководстве КПК не осталось никого, кто был бы не лоялен лично ему.
Но это не столько вопрос «борьбы кланов» в элите и не вопрос личной власти (хотя всё это, безусловно, тоже присутствует). Консолидация власти в одних руках даст возможность пройти тяжёлый период. Ведь впереди — очевидно непопулярные меры среди жителей Поднебесной.
Темпы роста экономики в Китае, судя по всему, будут снижаться. Период бурного роста позади. Значит, придется «раскулачивать» тех, кто обогатился сверх меры. И это уже началось.
Большинству крупнейших корпораций Китая было предложено отдать государству несколько процентов своих акций. Это означает, что руководство таких компаний становится частично государственным. Но в Китае «частично» может означать «едва ли не полностью».
И это, кстати, возможный путь искоренения коррупции — с помощью сильного государства.
© CC0, Pixabay
Мао и наркотики
Интересный и малоизвестный факт. С повальной наркотизацией страны справился только «великий кормчий» Мао Цзе Дун. Технология была несложной. Её и сейчас может взять на вооружение любая страна.
Наркоторговцев, дилеров беспощадно уничтожали. Наркоманов лечили и возвращали «в строй». Поскольку эту политику поддерживало абсолютное большинство населения, с опиумом и вообще с наркотиками во времена Мао в Китае было покончено.
Духовный опиум
И второй важный фактор жизни в Китае, в том числе политической — тотальная цензура в интернете.
Никакая пропаганда «цветных революций» или ЛГБТ не пройдёт. Как и критика власти. Зато поощряется сеть доносчиков, которые со страшной силой сдают всех, кто, по их мнению, живёт не по средствам. «Настучать» можно прямо по интернет-адресам специального Надзорного комитета.
Тот интернет, который есть в Китае, резко отличается от интернета, который существует в остальном мире.
В Китае заблокированы Гугл, Фэйсбук*, Инстаграм*, ТикТок (у них есть свой аналог ТикТока), Ютуб заблокирован, и Твиттер тоже.
Созданы, естественно, свои мессенджеры и социальные сети.
Весь интернет модерируется цензорами и находится под тотальным контролем. Можно получить не только штраф, но и тюремный срок за нарушение законов об информации.
Недавно интернет-игры были названы «духовным опиумом». Подростки в Китае теперь могут играть только три часа в неделю. Это жёстко контролируется.
И борьба с коррупцией, и забота о здоровье детей — всё это, конечно, очень поддерживается обществом. Уровень народной поддержки «товарища Си» — около 90 процентов.
Построение коммунизма
В октябре 2022 года предстоит 20 съезд Компартии Китая, где будут выбирать главу партии. На третий срок идёт Си Цзиньпин.
Ему очень нужна и важна поддержка всего народа. А не только «принцев» и «комсомольцев» (так называют основные кланы китайской элиты).
Цель, которую заявляет сейчас «товарищ Си» — это уже не «социализм по-китайски». Это глобальная гармония человечества.
Правящей партией в стране уже 100 лет является Коммунистическая партия Китая (КПК). Ее цель остаётся неизменной все эти 100 лет. Это построение коммунистического общества.
И скоро настанет такой момент, считают в Китае, когда будет возможным построение гармоничного общества в масштабах всей Земли. Китай покажет пример и поведет за собой человечество.
Почему бы и нет? Тем более если рядом будет Россия. Предполагается, что две «страны-крепости» будут бороться вместе за светлое будущее человечества.
У Китая, великой империи, есть все основания так считать. Китай знал времена расцвета культуры, искусства, науки и очень долго был первой империей мира.
И символическое, мифологическое мышление китайцев, их космология способствуют этому восприятию.
В Китае говорят о великой Империи Поднебесной, которой правит Сын неба.
© Public domain
Сын неба
Слово Хань, которое означает название основного народа страны, имеет ещё одно значение — Млечный путь, Небесная река.
Вот оттуда, с Небесной реки, спустился на землю Сын Неба. Позже решили, что император не имеет божественного происхождения, но заключает с Небом Небесный мандат.
Все иностранные государства и страны, как считали раньше в Китае — подданные Сына Неба.
Когда-нибудь и они станут частью строгой и ясной системы Поднебесной.
Кстати, мы употребляем слово «Поднебесная» в значении «страна Китай», а в Китае «Поднебесная» — это вся Земля.
Власть императора простирается на всю Землю.
Небо — по китайски «Тянь».
На знаменитой площади Тяньаньмэнь в Пекине, которая названа по имени ворот Тяньаньмэнь, ведущих в Запретный город, находится портрет Мао Цзе Дуна и мавзолей Мао Цзе Дуна.
Тяньаньмэнь переводится как «врата небесного спокойствия». Через них раньше император отправлялся совершать жертвоприношения в Храм Неба.
Именно возле этих ворот в 1949 году Мао Цзе Дун объявил о создании Китайской народной республики.
Символы, повсюду символы! Пусть даже символы древней космологической системы мира отрицаются коммунистической идеологией, в сознании китайцев они мирно сосуществуют. Так же, как город Сына Неба и Мавзолей коммуниста Мао на площади Небесного спокойствия.
Сам Запретный город называется по китайски Цзыцзиньчэн. Цзы — это название Полярной звезды, на которой обитает Небесный император, который мудро управляет Вселенной.
На земле, в Запретном городе, обитает земной император, Сын неба, тяньцзы. Он мудро правит Поднебесной.
Конечно, Коммунистическая партия Китая настаивает на полном атеизме своих членов и своей идеологии.
Си Цзиньпина никому в голову не придет называть Сыном Неба. А вот «вторым Мао» его называют.
«Кормчий»
В год столетия Компартии Китая «председатель Си», который занимает несколько самых важных руководящих постов в партии и в стране, был назван «кормчим».
До этого его называли «основной руководитель». Кормчим до сих пор был только Мао Цзе Дун. Это очень важное слово было произнесено теперь и в адрес «товарища Си».
Власть в его руках сосредоточена почти абсолютная.
Его сроки пребывания в должности президента (Председателя КНР) были обнулены. Он может править бесконечно долго.
При этом «товарищ Си» не только председатель КНР, но и глава Компартии и глава Военного совета.
Его книга «Мысли председателя Си Цзиньпина» включена для изучения в школьную программу.
Ещё в 2017 году Си Цзиньпин выдвинул лозунг о «великом возрождении китайской нации». В своем выступлении он вспомнил как раз об «опиумных войнах»:
«После опиумных войн 1840 года западные державы бесчинствовали на китайской земле… Китай попал в унизительное положение… Но героический китайский народ никогда не покорялся. Он продолжал бороться, исследуя пути для спасения Родины».
Конечно, «товарищ Си» не зря вспомнил именно об этой странице истории, подчёркивая, что Китай ничего не забыл.
В этом году, на 20 съезде КПК ожидается, что будет выдвинута новая цель — глобальное изменение мирового порядка.
Получит ли мандат Сын неба на такие перемены? Это мы узнаем уже скоро, осенью этого года.
* Компания Meta — владелец Instagram и Facebook — признана экстремистской в России, ее деятельность запрещена.