- Рами, если я правильно понимаю, в Египет и на Ближний Восток большая часть поставляемого зерна идет с Украины и из России. Сейчас на Украине развернулись боевые действия, поэтому, видимо, поставки зерна оттуда затруднены, да и вообще могут прекратиться. Как в Египте и на Ближнем Востоке предполагают, смогут ли выполнить Украина и Россия свои обязательства по поставкам зерна, и если нет, то чем это грозит Египту?
— Египет импортирует 80% пшеницы из России и Украины, примерно 50% из России и 30% с Украины. Следовательно, поставки пшеницы из этих двух стран являются вопросом продовольственной безопасности для страны, которая является крупнейшим импортером пшеницы в мире и в которой широкие бедные слои населения едят ежедневно дотированный хлеб.
В Египте постоянно заявляют, выражают надежду, что боевые действия закончатся как можно скорее, но вместе с тем в Египте понимают, что проблему продовольственной безопасности нужно решать радикально.
Власти Египта постоянно заявляют о планах увеличении посевных площадей в стране. Их и так в последние годы увеличивали.
Сейчас, на фоне этих событий, Египет объявил об очень амбициозном плане — увеличить посевные площади более чем на полмиллиона гектаров в течение трех лет, чтобы решить проблему продовольственной безопасности кардинальным образом.
В нынешней ситуации официальный Каир заявляет, что голод стране не грозит, потому что на складах есть несколько миллионов тонн пшеницы, которая была импортирована ранее.
Также в апреле начинается сбор местного урожая, это увеличит количество пшеницы на рынке. Египет также аккредитовал 14 стран, которые могут поставлять ему пшеницу.
Как временное решение, если вдруг боевые действия затянутся, Египет может увеличить импорт пшеницы из США, из Румынии, из Аргентины, из Казахстана, из Франции и целого ряда стран.
- Насколько вопрос хлеба важен для страны?
— В Египте хлеб делится на два вида. Есть хлеб, цена которого формируется с дотациями. Есть хлеб, который производится по рыночным ценам.
В стране действуют карточки снабжения для наиболее бедных слоев населения. Есть пекарни, которые работают с субсидиями, а есть те, в которых цена определяется исходя из себестоимости, спроса и предложения.
В тех пекарнях, где действуют субсидии, там продают хлеб ниже себестоимости. По официальным данным, цена продажи более чем в десять раз ниже себестоимости. Если себестоимость дотационного хлеба 65 пиастров, то продают его за 5 пиастров. Причем эта цена не менялась более тридцати лет.
Государство уже давно думает о том, что формула ценообразования не совсем соответствует нынешним экономическим реалиям. При [президенте Египта в 1981-2011 годах Хосни] Мубараке была общая политика — максимально субсидировать бензин и хлеб, чтобы избежать социальных взрывов.
У нынешнего президента Абделя Фаттаха ас-Сиси политика другая, он поднимал вопрос о том, что цена на дотационный хлеб должна быть пересмотрена. При такой цене получается, что лепешка хлеба стоит меньше одного американского цента.
За годы правления ас-Сиси многие субсидии были урезаны, в том числе на бензин и электроэнергию, а также были повышены налоги. С хлеба снять субсидии правительство не решается. По официальным египетским данным, сейчас нынешних запасов пшеницы должно хватить на четыре месяца.
То есть четыре месяца Египту продовольственный кризис угрожать не будет. В плане продовольствия у страны всегда была консервативная политика, исходящая из понимания важности хлеба и вообще пшеницы как стратегических продуктов питания.