Прежде всего потому, что 29 марта была всего лишь озвучена предварительная позиция украинской стороны, которая пока что не получила развернутых комментариев из Москвы. А предложения Киева оформлены в чисто популистском духе, что позволяет трактовать их совершенно по-разному — в зависимости от того, как это выгодно в тот или иной момент украинским политикам, пытающимся использовать эту ситуацию для пиара.
Украинская сторона обещает не размещать на территории Украины иностранные военные базы и военные контингенты, отказаться от вступления в военно-политические союзы и согласовывать проведение международных военных учений. Взамен Киев хочет получить гарантии безопасности от целого ряда стран, включая США, Великобританию, Германию, Турцию, Россию, Китай. Причем в случае нападения на Украину — под которым, конечно же, понимается новая война с РФ — эти государства должны будут воевать на ее стороне, что с ходу привело бы к новому мировому конфликту.
Однако при этом Банковая не скрывает намерений вступить в НАТО если не де-юре, то по крайней мере де-факто. Об этом недвусмысленно заявил представитель украинской делегации на переговорах с Россией Александр Чалый, по словам которого, Украина пытается найти для себя формат вступления в НАТО без фактического вступления в ряды Североатлантического альянса. А сделать это не сложно, потому что Запад продолжит вооружать и тренировать украинские войска, даже если они формально не войдут в число натовских. А делать это можно и на украинских военных базах — что, собственно, и происходило в минувшие годы.
Предложение отложить на пятнадцать лет вопрос о статусе Донбасса и Крыма также не выглядит попыткой достичь в этом вопросе какого-то реального и взаимоприемлемого компромисса. Об этом прямым текстом заявил сам президент Украины Владимир Зеленский. «Компромиссы относительно суверенитета и территориальной целостности невозможны», — отметил он в комментариях по поводу переговоров в Стамбуле. Что само по себе подрывает значение новых украинских инициатив. Приглашая к переговорам, Киев сразу дает понять, что он не пойдет на них на уступки, априори делая их бесперспективными и бессмысленными.
Впрочем, на пути реализации украинского мирного плана слишком много других препятствий — начиная с того, что США не готовы конкретно говорить о возможном предоставлении Украине новых гарантий безопасности. Об этом заявила на брифинге директор по коммуникациям американской администрации Кейт Бедингфилд, пообещав новые поставки вооружений для Киева и новые санкции для Москвы.
Судя по всему, в Вашингтоне пока не видят необходимости в скорейшем прекращении боевых действий или же считают это прекращение нереальным. Тем более, что переговоры в Стамбуле проходили при личном участии президента Турции Реджепа ТайипаЭрдогана, чьи отношения с Джозефом Байденом давно являются более чем прохладными.
Государственный департамент США уже объявил, что не видит серьезного прогресса в переговорах России и Украины. Разговоры о частичном отводе российских войск из района Киева рассматриваются американцами как тактическая уловка российских Вооруженных сил. Причем с этой точкой зрения поспешно солидаризировались в генеральном штабе Вооруженных сил Украины. Украинские генералы сообщили о том, что не доверяют сообщениям об отводе российских войск на киевском и черниговском направлениям, называя это переброской войск и ротацией. Что не очень сочетается с оптимистичными заявлениями, которые звучат сейчас из Офиса президента Зеленского.
Украинские власти обещают вынести основные положения мирного договора на референдум, чтобы заручиться поддержкой украинского общества. Однако провести такое мероприятие во время боевых действий практически нереально.
«Как он себе представляет организацию и проведение голосования в текущих условиях? В какие сроки и в каком порядке будет обеспечена законодательная база для проведения референдума? Кто примет участие в голосовании в условиях, когда около четырех миллионов украинцев находятся в России, еще четыре миллиона — в Европе? Даже по Киеву количество избирателей сократилось вдвое. И что он будет делать, если народ не поддержит предлагаемые решения?» — спрашивает один из сотрудников Центральной избирательной комиссии Украины, которого процитировал журналист Алексей Нечаев.
Но даже если референдум состоится, на нем с высокой долей вероятности провалят любые инициативы, направленные на прекращение конфликта. Украинское общество охвачено милитаристской истерией, на улицах господствуют вооруженные националисты, которые в принципе против любых переговоров с Москвой и не дадут агитировать за мирные предложения. Партия войны уже выступила против плана Зеленского, а глава Меджлиса* (организация запрещена на территории Российской Федерации) Рефат Чубаров вообще считает его изменой, требуя отказаться от любых компромиссов по вопросу о Крыме.
«Всем, кто согласен с Путиным и другими российскими политиками на определенный «переговорный период» по статусу Крыма продолжительностью 15 лет, предлагается немедленно последовать за российским военным кораблем… Вооруженные силы Украины и украинская политическая нация не позволят никому уступить ни одного метра украинской территории, тем более Крым и Донбасс», — написал Чубаров у себя в блоге. И эту позицию достаточно внятно поддержал в парламенте Петр Порошенко.
Верховная Рада демонстративно приступила к рассмотрению целого ряда антироссийских законопроектов. Среди них — закон о процедуре ликвидации «пророссийских» оппозиционных партий, которые вскоре можно будет запрещать решением апелляционного суда Львова, законопроект о запрете публичного использования, изготовления и распространения символов «Z», «V» и «O», а также закон о запрете деятельности Украинской православной церкви Московского патриархата — включая изъятие ее недвижимости и иного имущества. Потому что эта конфессия определяется авторами документа как «пятая колонна» врага.
Инициативы украинских парламентариев имеют очевидно провокационный характер. Они направлены на то, чтобы в принципе подорвать любой мирный диалог с Россией, а Зеленский наверняка не сможет и не захочет воспрепятствовать принятию этих безумных законопроектов, за которые послушно проголосует большинство представителей его партии.
И фанатичная позиция националистических сил заведомо обнуляет любые попытки принести мир на украинскую землю.