Константин Затулин: Русские и русскоязычные, подвергаемые гонениям, должны знать ‒ Родина их ждет

Депутат Государственной Думы из фракции «Единая Россия» Константин Затулин рассказал изданию Украина.ру о своих новых законодательных инициативах, касающихся российских соотечественников
Подписывайтесь на Ukraina.ru

- Константин Федорович, вы внесли в Госдуму законопроекты о репатриации, об уточнении понятия «соотечественник», о поправках в законы «О беженцах» и «О правовом положении иностранных граждан в России». В чем суть ваших предложений? Правильно ли я понимаю, что они взаимосвязаны?

— Вы совершенно правы. Притом что законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию» я внес на рассмотрение Государственной Думы еще в июне 2021 года, до текущих событий на Украине. Вчера, 28 марта, я направил в Думу законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон от 24 мая 1999 года «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

Олег Царев о том, что будет с Крымом, когда Украина присоединится к РоссииРоссийские предприниматели могут вкладывать в гостиничный, санаторный и медицинский бизнес. Теперь, когда появилась вода, - можно вкладываться и в сельское хозяйство. Все это стабильный, высокорентабельный бизнес. В этих словах в первую очередь главное - стабильный, считает экс-депутат Верховной Рады Олег Царев

И, наконец, сегодня, 29 марта, мной внесен законопроект «О внесении дополнений в статью 12 Федерального закона «О беженцах» и в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Но все эти мои законодательные инициативы так или иначе взаимосвязаны между собой.

В первом из этих законопроектов, — о репатриации, — речь идет о предоставлении всем нашим соотечественникам за рубежом права на репатриацию, то есть возвращение на историческую Родину в случае их желания и необходимости.

Законопроект призван снять излишние барьеры на пути соотечественников домой в Россию. В отличие от Государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников в Россию, действующей с 2007 года, он не требует процедур согласования с властями регионов — субъектов Российской Федерации и не предполагает каких-либо финансовых затрат регионов или федерального центра на осуществление переезда. Зато он сводит к минимуму бюрократические процедуры и снимает целый ряд условий. Как, например, соответствие профессии обращающегося в российский регион соотечественника трудовым потребностям в регионе.

Константин Затулин: кто онДепутат Государственной Думы РФ, первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, специальный представитель Госдумы РФ по вопросам миграции и гражданства

Уже на этом этапе, при подготовке закона о репатриации, я считал необходимым внести уточнение в само понятие «соотечественник». Формулировка, содержащаяся в действующем законе «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом», в принципе, правильная, но незавершенная и оставляющая возможность двойных толкований.

Что и происходит, когда в соотечественники записывают любого гражданина из бывших республик Союза ССР. А это, в свою очередь, становится препятствием для рассмотрения вопроса о репатриации, так как порождает обоснованное беспокойство, что под видом соотечественников к нам хлынут трудовые мигранты из республик Средней Азии и Закавказья.

Хочу подчеркнуть. Я не против трудовой миграции. Я считаю ее необходимой в сегодняшних условиях. Но понятие «трудовой мигрант» не тождественно понятию «соотечественник» и предполагает совсем другой набор условий и возможностей, особенно когда речь идет о праве на упрощенное получение российского гражданства.

Между тем в действующем законе «О гражданстве» и в той его новой редакции, которая внесена только что, 29 декабря, в форме нового президентского законопроекта «О гражданстве Российской Федерации», отсутствует какая-либо ссылка на соотечественников как категорию, имеющую право на упрощенное получение гражданства. Этот феномен — наличие огромной русской и русскоязычной диаспоры за рубежом после распада Советского Союза и предшествующих волн эмиграции из СССР — в законе о гражданстве пытаются учесть, не прибегая к использованию термина «соотечественник».

Но это же принципиально неверно: мало того что с 1999 года действует закон о соотечественниках, так в 2020 году, кстати, по моей инициативе, в Конституцию Российской Федерации внесена поправка (ст. 69), в которой поддержка соотечественников за рубежом объявляется конституционной обязанностью российского государства.

Андрей Суздальцев: Россия готова не брать Киев, если Украина выполнит все ее условияРоссия сейчас только выслушала предложения украинской стороны и намекнула, что пока не готова входить в Киев. Нам пока туда и не надо. Нас интересует левобережье и крупные порты, так что спецоперация не закончена, считает специалист по постсоветскому пространству Андрей Суздальцев

— В чем состоит ваше уточнение понятия «соотечественник»?

- Я старался по максимуму сохранить действующую формулировку, но при этом счел необходимым записать, что соотечественником признается тот, кто, живя за пределами Российской Федерации, владеет ее государственным русским языком.

При этом требование, чтобы он относился к народам, «историческим проживающим на территории Российской Федерации», не отменяется. То есть не всякий русскоязычный автоматически наш соотечественник. Было бы странным, если бы какой-нибудь англичанин или американец или египтянин, просто выучивший русский язык и не имевший никаких корней в России, признавался нами российским соотечественником.

Все равно, как если бы на основании своего знакомства с английским языком мы требовали бы себе привилегий по гражданству в Англии или Соединенных Штатах.

Но это не всё. Существенно важно, что в своем законопроекте мы предусмотрели дополнения в закон, оговаривающие — кого мы считаем «народами, исторически проживающими на территории Российской Федерации». Мы даем перечень: государствообразующий русский народ; «представители белорусского и украинского народов, связанные с государствообразующим общностью исторической судьбы и культуры»; представители народов, проживающих в национально-территориальных образованиях на территории Российской Федерации и коренных малочисленных народов, входящих в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (утвержден Постановлением Правительства России в 2000 г.), а также представители иных исторически проживающих на территории Российской Федерации народов.

Весь этот перечень должен быть окончательно составлен и утвержден Правительством Российской Федерации.

- В комментариях по поводу закона критики ссылались на то, что вы в своем законопроекте отказываетесь от связи понятия «соотечественник» с прошлым, в частности с нашим общим прошлым в СССР. Так ли это?

— Это не так. Заблуждение основано на неудачно выдернутой из контекста фразы пояснительной записки к законопроекту. Мы ее уже удалили. В самом тексте закона, если критики удосужатся с ним ознакомиться, сохраняется отсылка к историческому прошлому.

Безпалько рассказал о российской «иголке», прорвавшей европейский долговой «пузырь»Экономическая напряжённость и закредитованность США и стран Европы продолжалась десятилетиями. Конец старой системе положила Россия, начав спецоперацию на Украине, рассказал в интервью Украина.ру политолог Богдан Безпалько

Ведь в определении «соотечественник» в действующем законе и в моем законопроекте сохраняется вторая часть: «Сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей лини ранее родились или проживали на территории Российской Федерации, из числа: лиц, проживающих в государствах — бывших республиках, входивших в состав СССР, получивших гражданство этих государств или ставших лицами без гражданства; выходцев (эмигрантов) из Российского государства, российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевших соответствующую гражданскую принадлежность», и т. д.

То есть, даже если люди не относятся к числу «народов, исторически проживающих на территории сегодняшней Российской Федерации», для признания соотечественниками достаточно того, что они или их предки жили на территории современной Российской Федерации и были при этом гражданами Советского Союза или подданными Российской империи.

Разумеется, если они сами готовы считать себя соотечественниками и заявляют об этом («сделавшие свободный выбор…»).

- Почему так важно утвердить это новое понимание и новую редакцию формулировки понятия, кто такие соотечественники?

  — Потому что, повторюсь, в законе о гражданстве и новом законопроекте на эту тему, который внесен в декабре от имени президента, в целом ряде других актов, которые напрямую являются действующими при решении вопроса о гражданстве, получения вида на жительство и т. д., понятие «соотечественник за рубежом» вообще не употребляется. Именно под тем предлогом, что оно слишком размытое и нечеткое.

Но у нас это понятие станет операциональным. Это значит, что оно может быть использовано в том числе для того, чтобы понимать репатриацию как необходимость и возможность, как право любого нашего соотечественника за рубежом, к которому он может прибегнуть в любых обстоятельствах для решения своей судьбы.

Это очень важно с точки зрения происходящего сегодня на Украине и в связи с происходящим на Украине во всем мире. Обращаю ваше внимание на то, что в своем определении понятия «соотечественник» я рассматриваю украинцев и белорусов, как и русских, вне зависимости от места их проживания сейчас или в прошлом, от того, были ли они или их предки гражданами Советского Союза или подданными Российской империи.

Наши соотечественники за рубежом, русские и русскоязычные, должны знать — и особенно в нынешней ситуации, когда на них развернуты гонения, — что Родина их всегда ждет.

Затулин высказался о признании ЛДНРОбсуждение признания ЛНР и ДНР с учётом ситуации на Украине вполне правомерно, однако ситуацию с урегулированием конфликта этот шаг может усложнить. Об этом в интервью Украина.ру рассказал депутат Государственной Думы Константин Затулин

- Вы сказали, что сегодня вами внесен новый законопроект о поправках в законы о беженцах и о правовом положении иностранных граждан в России. Для чего?

— Чтобы упростить до минимума все процедуры и сократить, насколько возможно, все сроки для получения беженцами из Украины и республик Донбасса легального статуса беженца и права на временное убежище в России. Предлагаю не ставить условием получения статуса беженца прохождение медицинского освидетельствования в России или выдачу удостоверения о знании русского языка. Знание русского языка, как мы понимаем, есть практически у всех живущих на Украине.

А прохождение медицинского освидетельствования замедляет на несколько дней возможность обретения статуса беженца. И до сих пор пока не отменена плата за такой медицинский осмотр.

А ведь речь идет о беженцах из зоны боев, которым мы в принципе не можем отказывать в убежище в России, даже если они больны. В перспективе мы, конечно, должны организовать медосмотр на бесплатной основе и решить вопрос о компенсациях медицинским учреждениям. Но сейчас, в пиковой ситуации, отсутствие медицинской справки не должно препятствовать потоку беженцев.

Я считаю также принципиально важным в своем законопроекте поставить все точки над «i» в вопросе о тех гражданах Украины, которые бежали в Россию после государственного переворота в 2014 году и до сих пор не обрели у нас какого-то специального статуса, оставаясь для нашего закона и правоохранительных органов иностранцами, которые обязаны выехать из России на 91-й день пребывания сроком на следующие 90 дней.

Такая норма содержится в нашем действующем законодательстве о правовом положении иностранных граждан в России, чтобы не поощрять нелегального трудоустройства, не платить за патент.

Но по отношению к гражданам Украины она неправомерна: им некуда выезжать из России. Предлагаем норму, при которой они могли бы отмечаться в полиции вместо того, чтобы выезжать за рубеж. А тем, кто уже нарушил «правило 90 дней», простить их вынужденное нарушение миграционного законодательства. Таких много, и они продолжают ходить под дамокловым мечом.

Суммарно все эти предложения направлены на то, чтобы развернуть украинский миграционный поток с Запада на Восток, в Россию. Продемонстрировать нашу готовность их принять и обустроить, сохранить для будущего России и Украины.

- Будете ли вы поддержаны в Государственной Думе?

— Я на это надеюсь. Я чувствую поддержку председателя Государственной Думы Вячеслава Володина. После вчерашнего, 28 марта, заседания Межведомственной комиссии по миграционной политике Совета безопасности РФ у меня возникло впечатление, что председательствующий, заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев разделяет многие из наших соображений.

Но противники есть, как в любом деле. Если бы нам не вставляли палки в колеса, то, например, миграционная амнистия в отношении граждан Украины была бы проведена еще в 2018 году — я и мои коллеги внесли тогда соответствующий законопроект, до сих пор не рассмотренный. В отличие от такого рода амнистий для граждан Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и Молдавии, о которых напрямую договаривались президенты.

Вся наша жизнь есть борьба.

 

Рекомендуем