Ранее в Стамбуле завершились переговоры делегаций Москвы и Киева по урегулированию ситуации на Украине. Помощник российского президента Владимир Мединский назвал встречу конструктивной. Он пересказал письменные предложения, полученные от украинской делегации:
— Украина провозглашается постоянно нейтральным внеблоковым безъядерным государством под международно-правовыми гарантиями, дается перечень стран-гарантов.
— Гарантии безопасности не распространяются на территорию Крыма и Донбасса, то есть Украина отказывается от попыток вернуть их военным путем — это не соответствует нашей позиции, но в Киеве сформулировали свой подход.
— Украина отказывается от вступления в военные союзы, размещения иностранных военных баз и контингентов и военных учений без согласия стран-гарантов, включая Россию.
— Россия не возражает против вступления Украины в ЕС.
— Украина просит оформить окончательное решение на встрече глав государств двух стран.
В Минобороны также сообщили, что в связи с переходом переговоров в практическую плоскость принято решение в разы сократить военную активность на Киевском и Черниговском направлениях.
Комментарий Андрея Суздальцева:
— Никакого Хасавюрта тут нет. Сейчас вообще постоянно говорят про наши уступки в связи с тем, что мы согласились на встречу президентов и в связи с тем, что мы приостановили боевые действия на киевском и черниговском направлении. Так вот я бы хотел ответить критикам, которые желают полного разгрома Украины и ликвидации правительства Зеленского, что они плохо изучали обоснование нашей спецоперации.
Россия не планировала войну с Украиной. И Киев нам войну не объявлял, хотя и по несколько другим причинам. У нас нет войны. И мы изначально говорили, что не собирались ликвидировать украинскую государственность и не ставили под сомнение легитимность Зеленского, потому что мы ведем переговоры с его правительством. И мы не собираемся оккупировать территорию Украины.
Там до сих пор нет оккупационной структуры (комендатура и специфическая полиция). На территории, которую контролируют российские войска, действует украинская полиция и органы власти. А раз так, то мы согласились подписать договоренности с Зеленским, а раз мы согласились, зачем нам его бомбить? Но на других территориях боевые действия продолжаются. Волноваха, западная часть Луганской области, западная часть Донецкой области, Мариуполь.
Если с демилитаризацией Украины все понятно (мы ВСУ добиваем), то как быть с украинскими националистами? И как быть с Зеленским? Он же не выполнил «Минск-2». Какие у нас есть основания верить, что он и эти договоренности выполнит? В идеале нам нужны на Украине базы, где-нибудь под Харьковом, под Одессой или в районе Запорожья или Херсона. Три базы хватило бы. Иначе живущие там люди снова скажут, что Россия нас предала и бросила националистам.
В любом случае мы пока выслушали предложения украинской стороны. Не более того. Мы намекнули, что не готовы входить в Киев. Нам пока туда и не надо. Нас интересует Левобережье, нас интересует прекращение поставки оружия на Украину со стороны Запада, и нас интересуют порты, например, Одесса. Спецоперация не закончена. Хотя понятно, что большая часть российской общественности это остро переживает. Все устали от украинской проблемы и хотят ее кардинального решения.