Голосование происходило на фоне первого визита в Москву нового канцлера Германии Олафа Шольца и его переговоров с Владимиром Путиным, а также на фоне постоянных заявлений американских и британских политиков, что 15 или 16 февраля начнется «российское вторжение» на Украину. Правда, эту возможность отрицают, как российские, так и украинские власти.
Накануне голосования в Думе
О том, что Госдума будет рассматривать проект постановления о направлении президенту обращения с просьбой признать ДНР и ЛНР, было известно еще месяц назад, когда 19 января фракция КПРФ внесла его на рассмотрение депутатского корпуса. Однако никто даже не мог предположить, что будет проголосован именно проект коммунистов.
Накануне голосования, 14 февраля, Комитет Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками принял решение вынести на пленарное заседание Госдумы два проекта постановления: один коммунистов, другой — «Единой России». Последний был подан депутатами Евгением Водолацким и Артемом Туровым.
Голоса на заседании Комитета разделились поровну. За первый проект было подано три голоса, и за второй столько же. И вот, что интересно: представитель «Единой России» Александр Бородай несмотря на то, что он единоросс, проголосовал за проект коммунистов, добавив к голосам коммунистов Калашникова и Тайсаева свой голос.
Тут, в общем-то, все понятно: Бородай все-таки первый премьер-министр ДНР, поэтому голосовать иначе он не мог. Его просто не поняли бы ни в Донецке, ни в Союзе добровольцев Донбасса, ни в русском патриотическом сообществе.
За второй проект на Комитете голосовали, как его авторы — Водолацкий и Туров, так и единоросс Константин Затулин.
Туров: и «Единая Россия», и КПРФ за одно и то же — за признание ЛДНР
Депутат Артем Туров в комментарии для Украина.ру сказал, что не видит никакой странности в том, что депутаты «Единой России» сегодня в зале пленарных заседаний голосовали не только за его и Водолацкого законопроект, но и за проект коммунистов.
«Я и сам голосовал и за свой проект, и за проект коммунистов и не скрываю этого. И тут нет ничего удивительного. Послушайте, у нас не было противоречия с коммунистами по смыслу и тексту самого обращения. У нас все партии, представленные в Госдуме, прекрасно понимают, что сейчас происходит в Донецке и в Луганске. У нас, у всех, тут позиция одинакова и в том, что касается гуманитарной поддержки и помощи Донбассу, и соблюдения гражданских прав мирного населения.
Различия были только в механизме реализации данного обращения: один предлагал напрямую обращаться к президенту, а другой — с предварительной консультацией с МИДом.
Считаю большой победой то, что в Госдуме этот вопрос рассматривался, было проголосовано постановление, которое уже отправлено к руководителю страны.
Я еще накануне голосования, давая комментарии, говорил: не взирая на то, какой из двух вариантов будет поддержан, это серьезный шаг по защите граждан ДНР и ЛНР», — констатировал Украина.ру Туров.
Отвечая на наш вопрос, о том, какими будут последствия для Донбасса и России возможного признания ЛДНР, депутат сказал следующее:
«Главное, что в Донбассе не произойдет новой гуманитарной катастрофы. Силового решения конфликта со стороны Украины не будет. Санкции Запада? Он их вводит против нас независимо от ситуации. Запад против нас и так сейчас ведет гибридную войну: и информационную, и экономическую. Так что санкции могут быть ведены, как имея под собой причину, так и без всякой причины», — не сомневается Артем Туров.
Бородай: мои прогнозы о признании ЛДНР реализуются
По мнению Александра Бородая, проект постановления коммунистов победил, потому что был логичней: он предлагал обратиться к президенту России без посредников.
«Авторы альтернативного проекта постановления, предложенного КПРФ, Водолацкий и Туров тоже сторонники признания ДНР и ЛНР. Но они создали проект более осторожный: обращение к президенту идет к нему не напрямую, а после консультации с МИД. Какая-то часть ответственности за возможное признание ЛДНР таким образом возлагается и на МИД.
Понятно, что этот альтернативный проект не смог бы быстро быть реализован, так как МИД у нас не самая быстрое учреждение, он ситуацию с признанием откладывает, пролонгирует ее во вред, но большинство депутатов, в том числе и депутаты «Единой России», решили поддержать законопроект коммунистов.
Что касается будущего этого постановления, то у меня самые благостные надежды насчет него существуют. Я много лет тому назад говорил, что логика исторических событий будет развиваться ровно в этом направлении. Сейчас могу с гордостью говорить, что эти прогнозы, которые я делал много лет назад и повторял многие годы, сейчас реализуются на практике», — сказал Александр Бородай в комментарии Украина.ру.
Пушилин: с пониманием отнесемся к любому решению
Сегодняшнее голосование в Госудуме было с одобрением встречено официальными властями ДНР. В заявлении главы республики Дениса Пушилина, сделанном по этому поводу выражается благодарность депутатскому корпусу России.
«Данная инициатива, поддержанная большинством депутатов, является своевременной в сложившейся ситуации, когда Украина значительно нарастила присутствие своих вооруженных сил и техники на линии соприкосновения, что окончательно свидетельствует о том, что Киев не собирается выполнять Минские соглашения и урегулировать конфликт мирным политическим путём.
Очень показательными были выступления в Госдуме перед голосованием. Они продемонстрировали, насколько погружены парламентарии в проблемы жителей Донбасса, насколько сопереживают всему происходящему в Республиках, насколько обеспокоены существующей угрозой со стороны Украины и Запада», — говорится в заявлении.
В конце документа Пушилин, видимо, понимая, все сложности и тонкости нынешних переговоров Кремля с Западом и непростой обстановки, складывающей вокруг них, не стал давить на Москву, а просто дипломатично заметил, что власти ДНР с пониманием и уважением отнесутся к любому решению высшего руководства Российской Федерации.
Путин: Донбассу — помочь, но Минск не похоронить
Владимир Путин на брифинге 15 февраля после переговоров с Олафом Шольцем прокомментировал обращение Государственной Думы по признанию независимости Донецкой и Луганской народных республик.
По словам Путина, депутаты Госдумы тонко чувствуют настроения своих избирателей, которые сочувствуют населению Донбасса.
«Мы должны сделать всё для решения проблем Донбасса, но прежде всего исходя из не до конца реализованных возможностей по исполнению Минских соглашений», — заявил российский лидер.
Признание ЛДНР, а потом включение в состав РФ?
Депутаты Государственной Думы, с которыми Украина.ру обсуждала возможное признание ДНР и ЛНР Кремлем, которое может последовать вслед за обращением Госудумы к президенту, отказывались давать прогнозы насчет того, ответит положительно или нет Путин на их обращение.
«Это не наше дело давать прогнозы… это компетенция президента… хотелось бы, чтобы признал…», — примерно такими были их ответы.
Однако в беседе «не под запись» многие из наших собеседников были откровенны с нами.
Так один из них сказал Украина.ру следующее:
«Естественно, я вам сказать за Путина ничего не могу, но, по всей вероятности, дело идет к признанию ЛДНР, а потом и возможному его включению в состав РФ.
Вы же прекрасно понимаете, что проект постановления коммунистов не мог бы быть проголосован «Единой Россией», самой крупной фракцией, если это не согласованная акция". Если бы его не было, проект коммунистов практически ничего бы не набрал.
Угроза признания ЛДНР Россией — это, во-первых, фактор давления, как на Запад, так и на его подшефного — Украину. Мы им этим говорим: не будете реализовывать Минск — сначала последует признание республик, а потом и вообще, возможно, включение их в состав России. И при этом Западу и Украине надо помнить, что две трети ЛДНР находятся под оккупацией Киева. Что это значит? А это значит, что эти территории должны быть деоккупированы со всеми вытекающими из этого требования последствиями.
В общем, сейчас всё серьезно. Очень серьезно. Об этом, кстати, свидетельствует и то, что на следующей неделе, 22 февраля, всех нас, депутатов, собирают на внеочередное заседание Думы, хотя по расписанию его не должно было быть. Что на нем будет? Не знаю. Но если бы речь не шла о чем-то серьезном, нас бы не собирали».
По словам нашего собеседника, Кремль сейчас не очень сильно тревожат последствия возможного признания им ЛДНР в виде западных санкций.
«Послушайте, да какая разница. Санкции и так последуют — признаем ли мы или не признаем ЛДНР. Санкции все равно против нас будут. Так что мы в этом вопросе будем действовать, исходя из нашей собственной логики и интересов, а не из-за того, примет Запад против нас санкции или нет», — утверждает наш собеседник.