14 февраля глава немецкого правительства нанёс 1-й визит в Киев, откуда на следующий день направится в Москву. Как отметили представители ведомства канцлера ФРГ, такой маршрут должен стать конкретным сигналом поддержки и солидарности с Украиной.
Президент Украины Владимир Зеленский и встретил гостя на крыльце Мариинского дворца, и они обменялись рукопожатием, но оно вышло странным. Как объяснила эксперт по практическому бизнес-этикету и деловому протоколу Татьяна Баранова, в деловом мире рукопожатия всегда выглядят одинаково: перпендикулярно полу руку протягивают и пожимают, никто не переворачивает руку в горизонтальное положение, и трясти руку своего собеседника за кончики пальцев — очень странное решение, это было больше похоже на рукопожатие с королевой Великобритании Елизаветой II, которая сознательно протягивает руку таким образом, что остаётся только поддержать ее за пальцы. Однако, по её мнению, вряд ли это было сознательное нарушение протокола или правил делового этикета со стороны лидеров, скорее всего, просто произошла какая-то неловкая ситуация, и чтобы не привлекать внимание к этой ситуации, оба решили оставить всё как есть и поприветствовали друг друга.
На итоговой пресс-конференции после переговоров, которые продлились около 2,5 часов, украинский лидер сообщил, что Киев настроен на углубление сотрудничества с Берлином во всех сферах, а на встрече речь шла об экономической и энергетической поддержке, а также поддержке безопасности, в которых сейчас нуждается Украина.
По словам Зеленского, они детально обсудили риски по безопасности, связанные с «Северным потоком-2», и констатировал наличие разногласий между сторонами в оценках ситуации: в частности, Киев рассматривает газопровод исключительно через призму энергетических угроз и угроз в сфере безопасности.
«Мы чётко понимаем, что это геополитическое оружие. Именно поэтому Украина нуждается в энергетических гарантиях безопасности. Я предложил начать конкретный стратегический диалог в энергетической сфере, в рамках которых будут выработаны энергетические гарантии и действенная поддержка нашей страны. Важно, чтобы Германия стала гарантом продолжения транзита газа по территории Украины», — заявил Зеленский.
Германия же рассматривает «Северный поток-2» как источник дешёвого экологически чистого топлива, которое поможет стране совершить энергетический переход без потерь для национальной промышленности в условиях отсутствия АЭС, ГЭС и шахт. Партнёры по НАТО, прежде всего США, неоднократно требовали от канцлера ФРГ Олафа Шольца публично пообещать не запускать газопровод в эксплуатацию в случае «вторжения РФ на Украину», однако он любыми способами уходит от ответа и не даёт таких гарантий, осознавая значение проекта для своего государства.
А вот по какому вопросу у Киева и Берлина общее видение подходов, так это мирное урегулирование конфликта в Донбассе, отметил Зеленский и выразил надежду на проведение в ближайшее время следующего раунда переговоров в «нормандском формате», а также на достижение договорённости о саммите лидеров 4 стран.
28 января в результате 8-часовых консультаций в Париже политические советники лидеров России, Германии, Франции и Украины согласовали совместное коммюнике, в котором подтвердили, что Минские соглашения служат основой работы в «нормандском формате» и сохраняют решимость преодолеть нынешние разногласия на предстоящих встречах. На следующей встрече в Берлине через 2 недели переговоры зашли в тупик — Киев выступил категорически против упоминания в итоговых документах названия Минских договорённостей. Проводить саммит на высшем уровне, не имея согласованной повестки и невыполненные договорённости прошлого саммита, Россия не видит смысла.
На пресс-конференции в Киеве Шольц сообщил, что Зеленский пообещал ему начать работу над политической частью «Минска-2»: «Президент Украины в наших переговорах меня вновь заверил, что законопроекты по особому статусу, по конституционной реформе, по избирательному праву будут представлены для их обсуждения в минском формате».
Не обошлось без разговора о мнимого «российского вторжения России на Украину».
«Мы едины во мнении, что мы сильно обеспокоены текущей ситуацией на российско-украинской границе и военные действия России на границе с Украиной для нас не понятны. Нет никаких разумных причин для такого военного развертывания, этой деятельности и того, как быть с требованием России о гарантиях безопасности. Мы ожидаем от России чётких шагов по деэскалации нынешней напряжённости. Для правительства Германии ясно, что дальнейшая военная агрессия против Украины будет иметь серьёзные политические, экономические и геостратегические последствия для России. Я также подчеркну это завтра в Москве», — сказал Шольц.
Только вот какие шаги по деэскалации должна сделать Россия, никто из западных политиков объяснить не может. Москва вынуждена стянуть войска в район границы с Украиной, поскольку соседняя страна регулярно проводит военные манёвры совместно с НАТО, соответственно, инфраструктура альянса приближается к РФ, при этом российские военные находятся на территории собственной страны, и как они по ней перемещаются, зарубежных деятелей не касается. Однако в нынешнем мире никто не утруждается искать доказательства и выслушивать аргументы Москвы.
«Мы обсудили вопрос введения комплексного пакета санкций против вероятной агрессии. Моя позиция чёткая, она известна: наиболее действенным подходом в сдерживании агрессии является применение превентивных сигналов. У меня нет ответа на вопрос, какие санкции будут применяться в случае эскалации в отношении РФ. Конкретного ответа, поверьте мне, а задавал я его конкретным лидерам много раз в последние месяцы, я сам не получил», — сказал Зеленский.
Никаких деталей о возможных санкциях против РФ Шольц не стал уточнять на пресс-конференции в Киеве, он лишь сказал, что Европа и США интенсивно работают над подготовкой нового пакета мер и готовы принять необходимые решения в любой день.
Главным двигателем в санкционной политике против РФ выступают США, а страны ЕС вслед за ними вводят аналогичные ограничительные меры. Однако Белый дом открыто заявляет, что выступает против превентивных антироссийских санкций, опасаясь ответных действий Москвы. Сенатор-республиканец Тед Круз вносил на рассмотрение законопроект о незамедлительном расширении санкций против участников проекта «Северный поток-2», однако демократы в середине января заблокировали его принятие по рекомендации администрации президента США. Так что вряд ли санкционная спираль будет в краткосрочной перспективе закручиваться по той траектории, как хочется Зеленскому.
Несмотря на то, что «вторжение России», о котором трубят англосаксонские СМИ и политики уже несколько месяцев, в названные даты так и не случается, эта истерия служит прекрасным поводом для накачивания Украины оружием, причём отнюдь не оборонительным. Германия в этом плане стоит особняком, что не нравится ряду членов НАТО: она и сама не поставляет Киеву оружие, поскольку та относится к числу стран с территориальными конфликтами, и не даёт разрешение на передачу оружия немецкого производства другим его обладателям, например, Эстонии. Шольца, конечно же, не могли не спросить об этом, раз уж он прилетел в Киев. Канцлер ответил, что Берлин изучает отдельные запросы Украины по поставкам вооружений, о своём решении сообщит по завершении анализа. Он вновь обратил внимание, что Германия оказывает наибольшую финансовую помощь Украине (€2 млрд) и сообщил о выделении кредита на сумму €150 млн.
От денег Запада Киев никогда не отказывается, но этого ему явно мало — украинские политики разговорами об угрозе безопасности стране пытаются добиться членства в НАТО. Однако Шольц их огорчил, заявив, что этот вопрос сейчас не обсуждается. В связи с этим канцлер ФРГ выразил недоумение, почему Россия требует от США и Североатлантического альянса дать письменные гарантии, что этого не произойдёт.
«Довольно необычно видеть, что российское правительство делает то, что на практике не стоит на повестке дня, частью большой политической проблематики. Это вызов, перед которым мы стоим, что то, о чём не идёт сейчас речи, делается темой переговоров», — заявил Шольц.
В то время, когда президент Украины и канцлер ФРГ беседовали в Киеве, в Москве президент РФ Владимир Путин обсуждал ситуацию по безопасности с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и в ходе встречи назвал расширение НАТО на Восток бесконечным и очень опасным, отметив, что теперь оно происходит за счёт постсоветских республик.
Тем не менее, несмотря на наличие разногласий по ряду вопросов, Шольц заверил, что Запад готовы к серьёзному диалогу с Россией по безопасности в Европе.
До недавнего времени канцлер ФРГ занимал насколько это возможно нейтральную позицию по теме России и Украины, но давление партнёров по НАТО становилось всё сильнее, и после визита в Вашингтон Шольц начал делать более резкие заявления, например, о возможности поставок оружия Киеву, хотя раньше сразу же отвечал категорическим отказом.
«У Шольца есть шанс некоего прорыва в попытках найти ключ для решения проблемы. Но на сегодняшний день выглядит так, что Германию, которая пытается найти путь к деэскалации, США и Великобритания загоняют всеми правдами и неправдами в жёсткий «трансатлантический загончик». Особенно агрессивно ведёт себя западная пресса, часть которой активно поддерживает «партию войны», стремящуюся ещё больше и глубже обострить конфронтацию», — заявил немецкий политолог Александр Рар.
Эксперт убеждён, что такое активное давление прессы сужает возможности Шольца в достижении прогресса в диалоге с Россией.