Обещанная встреча продлилась на три часа дольше, чем анонсировалось, — вместо 6 «встречались» 9 часов, по истечении которых выяснилось: режима президента Украины Владимира Зеленского практически выбрал войну.
Точнее — затягивание переговорного процесса по Донбассу, которое однозначно может закончиться войной в этом регионе, если каким-либо силам удастся там спровоцировать горячую фазу эскалации. И не зря президент США Джо Байден сразу после окончания берлинского сидения призвал американцев покинуть Украину и сделать это немедленно. «Американские граждане должны уехать сейчас же. Не похоже, что мы имеем дело с террористической организацией. Мы имеем дело с одной из самых больших армий в мире. Это совсем другая ситуация, и положение может измениться стремительно…. Это мировая война, если американцы и Россия начинают стрелять друг в друга», — сказа Байден в интервью ведущему «NBC News» Лестеру Холту.
Главным пунктом, по которому не удалось достичь даже минимального компромисса, стало положение об особом статусе Донбасс, который прямо предусмотрен «Минскими соглашениями-2» («Минском-2»). «У нас и с Германией, и с Францией было единое понимание, каким образом должны продвигаться вопросы в политической сфере, однако позиция Украины непреклонная. Отказались в этом документе — проекте заявления, который был предложен для рассмотрения, — даже цитировать минские соглашения о том, что вопросы будущего постконфликтного статуса этих территорий должны решаться в консультациях и обсуждениях с представителями отдельных районов (Донбасса. — Авт). Это ключевое разногласие, которое Украина отказалась согласовать», — сказал после встречи замглавы администрации президента России Дмитрий Козак.
Руководитель Офиса президента Украины (ОПУ) Андрей Ермак с этим и не спорил. Все 9 часов он отказывался даже обсуждать эту тему или упоминать особый статус в любом из возможных итоговых документов этого саммита. Итоговый документ и не появился, что и стало, извините за каламбур, главным итогом.
Как стало понятно из слов Ермака, Украина хочет три вещи — продолжение подобных переговоров, обсуждение возможного обмена пленными и подготовка встречи «нормандцев» на уровне глав государств. «Мы продолжим работать. Я думаю, что мы будем встречаться очень скоро снова. Украинская сторона настроена на конструктивный диалог. Все подтвердили сегодня то, что у нас есть минские договоренности. Их нужно выполнять….Мы надеемся, сегодня мы об этом говорили, что на следующем заседании трехсторонней контактной группы будут разблокированы гуманитарные вопросы по обмену пленными, по открытию КПВВ, которые готовы уже больше года с украинской стороны», — только и заявил Ермак.
И оправданием этой лжи и цинизму про «необходимость выполнения «Минска-2» может служить только то, что это позиция украинского режима, который исходит из того, что: а) прямой отказ от минских соглашений поставят вопрос о правомочности международных санкций против России, введенных «за Донбасс»; б) желание лично встречи руководителей стран «норманди» — это голубая мечта президента Зеленского, который таким образом хочет лишь повысить свой личный статус. Все!
Следовательно, Ермак так и действовал, как ему продиктовали из Киева: ни войны, ни мира, а статус «Бубочки» (так в последнее время за глазами называют Зеленского) повышать любой ценой — он ведь готовится править вечно и уже намерял себе второй срок президентства.
Немецкое агентство «dpa» почему-то предположило, что новая встреча советников глав стран «норманди» состоится в марте текущего года. Но во всем этом процессе важны два совсем других фактора, которые и могут определить итог.
Во-первых, коллективный Запад, как ему кажется, все же свел претензии и требования России по стратегической стабильности и безопасности к конфликту в Украине, конкретнее — в Донбассе и взял курс на забалтывание их и затягивание переговорного процесса на эту тему.
Обращает внимание то, что даже пресловутое «вторжение России в Украину», которым кошмарят весь мир вот уже несколько недель, сосредоточено исключительно на участке украинско-российской границы именно в Донбассе. По идее, если бы Россия планировала напасть на Украину, то могла бы сделать это на любом участке 2295-километровой границы с Украиной, который или плохо защищен, или не защищен вовсе. Но как бы «ударная группировка России» сосредоточена почему-то именно на донбасском участке самопровозглашенных ДНР и ЛНР, где им противостоят 125 тысяч солдат украинской армии. Нелогично все это. Но кто сказал, что пропаганда и агитация работают по законам логики, если кому-то очень хочется «маленькой победоносной войны» и есть желание списать вину за ее начало на «врага»?
Именно это сейчас и происходит в украинском Донбассе, где столкновение ой как возможно. Хотя бы потому, что президент России Владимир путин четко и несколько раз сказал: если будет провокация Украины против самопровозглашенных ЛДНР, то встанет вопрос об украинской государственности. То есть если будет военная провокация со стороны Украины или ее попытка решить проблему Донбасса вооруженным путем, то Россия вмешается. Это и будет тем самым «вторжением».
Во-вторых, режим Зеленского однозначно действует самоубийственно. Выполнение «Минска-2» формально, в полном соответствии с волей ООН, давало не только сохранение территориальной целостности Украины, но и призрачные шансы на то, что у власти в ней останутся команда Зеленского и он сам. А вот война с Россией и неизбежное поражение в ней не оставляют режиму Зеленского никаких шансов.
Более того, если вся эта политическая шушера не скроется и не сможет убежать за границу, то вся она окажется на суде по обвинению в военных преступлениях или преступлениях против человечности. Во всяком случае в Донбассе давно готовятся «Белая книга» преступлений Украины и есть желание провести трибунал по типу нюрнбергского над теми, кто послал армию против собственного народа в 2014 году и продолжает это делать до сих пор, не желая вести мирные переговоры и выполнять «Минск-2», дающий это мир.
Понятно, что режим Зеленского боится, с одной стороны, разочаровать Запада, который пичкает его оружием и кредитами, превращая страну в покорный и напрочь уже выкупленный лимитроф-неоколонию, а с другой — собственных патриотов и радикалов, неонацистов и неофашистов, которым выгодна война и которые видят в ней и в русофобии смысл своего существования.
И в этим плане ситуация действительно выглядит патовой — даже при наличии политической воли у Зеленского у него нет возможности обуздать «ястребиную улицу», если Запада настроен на войну.
А Запад, как видим, настроен воинственно. Трусливо, но воинственно. В всяком случае, по словам Козака, Франция (советник президента Франции Эммануэль Бонн) и Германия (советник канцлера Йенс Плетнер) фактически отказались влиять на Ермака, который отказывался даже цитировать «Минск-2» в части, где шлось об особом статусе Донбасса — ключевой теме и этих переговоров, и вообще мирного урегулирования.
И это означает одно: США пока удается держать своих европейских союзников в парадигме своих желаний. Но проблему-то придется решать по-любому. А позиции сторон предельно ясны: в День дипломатического работника 10 февраля 2022 года Путин потребовал от российской дипломатии «дополнительных настойчивых усилий по обеспечению стратегической стабильности и противодействию возникающим угрозам и вызовам, в первую очередь — добиваясь получения от США и их натовских союзников исчерпывающих, юридически закрепленных гарантий безопасности нашей страны».
При этом президент России Владимир Путин четко сказал: «И конечно, в полной мере сохраняет свою актуальность последовательная, системная работа по упрочению верховенства международного права и центральной координирующей роли ООН, по построению справедливого и стабильного многополярного миропорядка. Уверен, что коллектив Министерства иностранных дел будет и впредь трудиться с полной отдачей, делать все возможное для укрепления позиций России на мировой арене».
Но и Запада не уступает. Кроме того, что Байден призвал соотечественников срочно валить из Украины и подогнал к ее границам своих «морских скотиков» из 82-й дивизии, генсек НАТО Йенс Столтенберг направил министру иностранных дел России Сергею Лаврову письмо с предложением… провести новые переговоры, в том числе и о ситуации вокруг Украины. То есть курс на забалтывание и затягивание, повторюсь, налицо. А альтернатива переговорам — война…