День железнодорожника Украины: праздновать нечего

В четверг, 4 ноября, на Украине отмечают День железнодорожника. Однако поводов для торжества нет: отвечающая за железные дороги страны госкорпорация «Укрзализныця» находится в плачевном состоянии — компания погрязла в коррупции и прочих проблемах
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Праздник «День железнодорожника» был учрежден указом тогдашнего президента Леонида Кучмы в 1993 году. По словам прессслужбы «Укрзализныци», именно 4 ноября 1861 года из Вены через Перемышль к железнодорожному вокзалу Львова прибыл первый поезд на территорию современной Украины. 

Этот день считается началом истории железных дорог в Украине.

Хотят как лучше, но получиться может как всегда

Украинская железная дорога уже давно работает на износ на советском ресурсе. В Кабмине Украины и «Укрзализныце» осенью 2021 года решили заняться обновлением вагонов, изношенность которых, по словам чиновников Мининфраструктуры, составляет 90 процентов.

Забастовка или саботаж? «Укрзализныца» бастует по правиламУкраинские железнодорожники заявляют, что вынуждены начать долговременную акцию протеста в виде «итальянской забастовки»: власть не выполнила их требований, поэтому они грозят, что будут работать по правилам. А это в украинских условиях означает остановку желдортранспорта страны

Сроки допустимой эксплуатации вагонов на Украине постоянно повышались, поэтому латанные-перелатанные вагоны то и дело сходят с рельсов. В 2020 году 30% аварий на «Укрзализныце» произошли по вине плохого состояния подвижного состава. Еще примерно столько же произошло по причине изношенности локомотивов и железнодорожного полотна. 

Мининфраструктуры Украины предлагает не использовать вагоны свыше 50% от их нормативного срока службы. То есть если нормативный срок службы вагона 20 лет, то его предлагают эксплуатировать не более 30 лет, а в далекой перспективе — даже списывать технику по истечении нормативного срока. В украинских реалиях это уже прогресс. 

Ранее уже предпринимались попытки списать отслужившие свой век вагоны, но затем эти постановления отзывали после анализа влияния такого решения на экономику Украины.

В «Укрзализныце» заявляют, что вместо списанных вагонов наладят выпуск новых. Под проект планируется взять 50 миллиардов гривен в кредит и еще на 57 миллиардов рассчитывают на инвестиции частного бизнеса. Общий бюджет — 4 миллиарда долларов. 

«Постой, паровоз, не стучите колеса». Как «варяги» «Укрзализныцю» разорилиВ украинской госкомпании «Укрзализныця» на последнем заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) решили провести кадровые перестановки и разобраться с нынешним руководством

В первую очередь речь идет о зерновозах. Украина стремительно превращается в аграрный придаток западных стран. Чем-то нужно вывозить урожай на экспорт, но каждый год доставка зерна в черноморские порты становится проблемой из-за нехватки вагонов, а это уже вызывает недовольство западных партнеров.

Однако в украинских реалиях, учитывая вездесущую коррупцию, многие ожидают, что старых изношенных вагонов не будет, а новые так и не построят, что приведет к коллапсу грузоперевозок.

«УЗ» — такой важный монополист

Важность «Укрзализныци» для страны переоценить сложно: она — практически полный монополист на рынке железнодорожных перевозок страны.

Если верить «Википедии», это фактически государство в государстве: 1614 станций, 120 основных вокзалов, 50 локомотивных, 43 вагонных, 13 вагонных пассажирских депо, 26 дирекций железнодорожных перевозок, 41 дистанция энергоснабжения, 66 дистанций сигнализации и связи, 100 дистанций пути, 33 дистанции гражданских сооружений, пару десятков заводов и ремонтных мастерских по профилю и т.д.

«Укрзализныця» занимает 6-е место в Европе и 12-е место в мире по совокупной длине путей. По другим данным, на «УЗ» приходится 82% грузовых и около 50% пассажирских перевозок, осуществляемых всеми видами транспорта. И по объемам грузовых перевозок занимает четвертое место на Евразийском континенте, уступая только железным дорогам Китая, России и Индии, сказано на сайте компании.

Проходимцы на железной дороге. Почему разогнали наблюдательный совет «Укрзализныци»В среду, 22 сентября, украинские СМИ сообщили, что из Наблюдательного совета госкомпании «Укрзализныця» уволили сразу четверых членов, которые обходились госбюджету недешево. Не продлили контракты одному из организаторов Евромайдана, журналисту Сергею Лещенко, Олегу Журавлеву, а также «варягам» - Шевки Аджунеру и Андреасу Матье

Следовательно, если умрет эта компания — остановятся пассажирские и грузоперевозки, а значит, может приказать долго жить и вся экономика страны, точнее — то, что от нее еще осталось. Понимая это, президент Владимир Зеленский еще в начале 2021 года поручил создать временную следственную комиссию Верховной Рады, которая бы проверила и оценила состояние госкорпорации. Также Зеленский распорядился собрать антикризисный штаб для решения проблем «УЗ». 

В январе ВСК была создана, после чего она несколько месяцев анализировала работу «Укрзализныци» и отчиталась перед парламентом 9 сентября. От услышанного у многих, что называется, волосы встали дыбом. 

Вот только некоторые цифры: с 2011 года по настоящее время в ней сменились 14 глав правления, причем только 5 из них были полноценными, остальные 9 работали в статусе и. о. Только при Зеленском руководство «УЗ» менялось четыре раза, и один из начальников — Иван Юрик — работал и. о. дважды.

В «революцию достоинства» 2014 года «УЗ» вступила с прибылью за 2013 год в 545,3 млн. грн. А потом началось: убыток по итогам 2014 года составил 15 млрд. 443,8 млн. грн., а по итогам 2015-го — 16 млрд. 781,9 млн грн. Потом с прибылью «УЗ» работала в 2017-2019 годах (в 2019 году прибыль составила — 2 млрд. 988,2 млн. грн.), когда немного приостановилась кадровая чехарда. Но вот по итогам 2020 года убыток «УЗ» составил 11 млрд. 899,7 млн. грн.

С 12 августа 2021 года и.о. председателя правления «УЗ» работает Александр Камышин — ему, скорее всего, и придется разгребать и огребать, если ничего не получится.

«Вписать Зеленского». На чем опять заработают Коломойский и АхметовУкраинская железная дорога уже давно работает на износ на советском ресурсе. В Кабмине Украины и «Укрзализныце» недавно решили заняться обновлением вагонов, изношенность которых, по словам чиновников Мининфраструктуры, составляет 90 процентов. Таковых более 50 тысяч

Путь в пропасть

Фактически «Укрзализныця» последние 5 лет функционировала не благодаря помощи государства, а вопреки всем помехам, ей созданным. В том числе, и государственными чинушами. Что и подтверждают два основных вывода ВСК.

Во-первых, «состояние, в котором очутилась «Укрзализныця», уже не позволяет ей выполнять в полной мере задачи по перевозке грузов и пассажиров. И, во-вторых, «ВСК вынуждена констатировать, что нынешний состав правления — это не команда профессионалов-единомышленников, которая целенаправленно работает на пользу АО «УЗ» и национальной экономике, а разрозненный набор дилетантов в железнодорожной сфере, которые являются выдвиженцами определенных «влиятельных сил» и за очень большое вознаграждение отстаивают их интересы, разрушая стратегическую для государства отрасль. Они не только не хотят и не могут реформировать отрасль, они даже неспособны управлять ею».

В полной мере это касается и пяти членов наблюдательного совета (турка-финансиста Шевки Аджунера, австрийца-банкира Андреаса Матье, литовца-управленца Адомаса Аудицкаса и двух украинцев — бизнесмена Олега Журавлева и журналиста Сергея Лещенко), который должен был бы предотвращать сползание «Укрзализныци» в пропасть банкротства, но ничего для этого не делал, а наоборот — или лично обогащался (ВСК это констатировала), или способствовал упадку компании (это должны установить правоохранители, к которым обратилась ВСК).

«Укрзализныця» угодила в скандал из-за отопления в поездахУкраинское госпредприятие «Укрзализныця» извинилось перед пассажирами поезда № 041 Днепр - Трускавец за ужасные условия поездки, о которых на днях сообщила жительница Львова Яна Струнина в своем Facebook

Их работу ВСК признала неэффективной, непрофессиональной и деструктивной.

Главная же причина проблем «УЗ» состоит в том, что она, похоже, должна была стать первым проектом по доведению стратегической компании Украины до банкротства и распродажи ее по дешевке и по частям в нужные руки. И на Украине — определенным олигархическим группировкам, и иностранным собственникам, имеющим в стране свои шкурные интересы.

Банкротство железных дорог, сокращение и перебои в грузоперевозках создавали бы серьезные помехи в работе всех отраслей и отдельных предприятий в Украине. И тоже затрудняло бы их работу и приближало к банкротству, и, следовательно, к распродаже за бесценок. В «нужные руки», разумеется. А это главная цель неоколонизации Украины после госпереворота 2014 года — под видом реформ и демократизации.

Рекомендуем