Преступление, нераскрытое в течение первых суток, вряд ли будет раскрыто вообще. Во всяком случае статистика свидетельствует, что 80 процентов преступлений, не раскрытых по горячим следам, остаются нераскрытыми, "висяками".
Но в данном случае ситуация несколько другая. Как мы писали, преступники не найдены и, скорее всего, найдены не будут. И в данном случае именно потому, что они известны адресатам — президенту Зеленскому и его помощнику Шефиру. Таким образом, полностью подтверждается наша версия о том, что сам Сергей Шефир, как и президент Украины Владимир Зеленский, в курсе того, кто и из-за чего совершил это покушение.
Просто, скорее всего, не могут в этом признаться по политическим и другим мотивам.
И если даже разборки между организаторами и жертвой и произойдут, то на неофициальном уровне. И тогда мы просто никогда не узнаем о них. Или не сможем связать их «случайную» гибель с покушением на Шефира. Организатор покушения может «выпасть из окна», дважды выстрелить себе в голову из ружья, пропасть без вести, поскользнуться у бассейна и неудачно упасть на кафель, выпить чего-то не того…
Все эти варианты взяты нами не из детективов, а из арсенала украинских киллеров-ликвидаторов, уничтоживших в последние 15-20 лет в Украине значительное число людей, имевших отношение к бизнесу и политике. Впрочем, может быть, жертва и организатор покушения договорятся полюбовно и разрешат свои споры без смертей и криминальных последствий, что тоже не исключается.
Возможен вариант всплытия данных, но уже в виде случайности или оплошности исполнителей (как было, например, с участником убийства журналиста Георгия Гонгадзе — Пукачем, который после нескольких лет нелегального положения позвонил дочери, чтобы поздравить ее с днем рождения, и был вычислен своими бывшими коллегами, прослушивавшими телефон дочери именно в эти дни). Впрочем, как это часто бывает, киллеров может уже не быть в живых или как минимум их нет на Украине.
Попробуем разобрать для понимания общей ситуации три основные версии этого преступления.
Первая версия. Покушение совершено российской спецслужбой с целью устрашения Зеленского за его антироссийскую позицию. Эта версия выдвинута ближайшим окружением Зеленского с целью использовать преступление для повышения рейтинга президента Украины у избирателей.
На самом деле тут ничего между собой не вяжется. Непонятно, почему устрашать Зеленского за его антироссийские высказывания надо именно через Шефира? Почему, если бы такая цель и была, это не сделать напрямую?
Но самое главное, что всем в России, кто занимается украинской политикой, хорошо известно, что Зеленский всего лишь исполняет роль антироссийского президента Украины, навязанной ему Вашингтоном. Это не предположение, а аксиома. Исполняет талантливо, с экспромтами и огоньком, присущим опытному члену Клуба веселых и находчивых. Но не он хозяин в этой игре.
Тогда, если это так, в чем смысл устрашения со стороны российских спецслужб? Какой смысл устрашать исполнителя, если хозяин легко заменит его другим исполнителем? Да и исполнитель никогда по своей воле (если испугается, например) не сможет сменить партитуру игры.
Вторая версия. Это покушение организовано олигархами, недовольными принятием закона об олигархах. Ну, закон все равно принят. И надо быть совсем недалеким олигархом (а таких среди украинских олигархов нет), чтобы не понимать, что такие действия не только не остановят власть (и принятие закона, что и произошло), а только еще более укрепит режим в решении принять этот закон.
К тому же этот закон принимается в пакете законов, предписанных Украине Вашингтонским обкомом, и в этом смысле, как и в предыдущей версии, не имеет значения, кто будет проводить закон в жизнь, — не будет Зеленского, его все равно примет тот, кого США посадят в кресло президента.
К счастью или к сожалению (это для кого как), украинские олигархи уже не могут влиять на принятие таких судьбоносных для страны вопросов, как выборы главы государства. Правда, у них остаются весьма широкие возможности "забанить" закон или со временем выхолостить его суть… И зачем тогда кого-то "устрашать"?
Третья версия. Покушение совершено в связи с бизнес-интересами Шефира. Эта версия кажется нам более вероятной, хотя и с некоторыми нюансами.
Шефир, как и сам президент Зеленский, занимается в основном (то есть по-крупному) шоу-бизнесом, — «95-й квартал» и все, что крутится вокруг этого — «Лига смеха», киноиндустрия, — их с Зеленским общий и главный бизнес. Но в этом смысле на Украине у них конкурентов нет. Да и за пределами Украины, например, в России, — тоже. Все их бизнес-проекты очень успешны и уже состоялись (например, несколько сезонов сериала «Сваты»). И представить себе, что за это их кто-то будет убивать, можно только в случае, если попадешь в качестве одного из героев в фильм «Слуга народа»…
Тут, скорее всего, другое. Став президентом, Зеленский, скорее всего, из лучших побуждений вынужден содержать в парламенте фракцию «Слуги народа», а это уже коррупция. Как это и бывает в жизни, когда добро существует только благодаря поддержки зла…
Чтобы содержать крупнейшую фракцию парламента Украины, необходимы не просто большие деньги, а очень большие — доходящие до 1,5-2 миллионов долларов в месяц. Возможно, больше. И вот тут-то и начинается коррупция и все связанные с ней издержки и риски. Деньги можно собрать из нескольких источников — это часть таможенных черных сборов, то есть часть нелегальных денег (попросту — взяток) за нелегально вывезенные через Одесскую таможню товаров поступает прямиком в Офис президента, как это было, например, при Порошенко. Поэтому-то каждый президент начинает с того, что меняет руководство таможенного комитета и руководство таможни в Одессе, через которую и идет основная контрабанда.
Кстати, принятые СНБО санкции по отношению к главным контрабандистам Украины ничего не изменили в их жизни (они по большей части проживают за границей), хотя, возможно, и увеличили приток средств от них в Офис президента.
Второй путь — получение средств от бизнеса (откаты), который хотел бы получать госзаказы («Большая стройка»).
Третий — негласная торговля хлебными должностями в государстве: губернаторов, руководителей той же таможни и так далее.
Конечно, во всех этих случаях между президентом и деньгами должна быть прокладка, то есть человек, который их принимает и раздает адресатам, то есть членам фракции «СН». У Порошенко таким человеком был Александр Онищенко, который после бегства с Украины раскрыл вышеописанную технологию.
По мнению ряда украинских экспертов, такую неофициальную роль «кассира» при Зеленском исполнял Сергей Шефир. И вот тут уже возможны варианты. Кто-то не получил уже оплаченную должность. Или получил, но был спустя короткое время уволен за нарушение или профнепригодность, или по какой-то другой причине. Вернуть деньги за несостоявшееся назначение (или не полностью состоявшееся) Шефир не может — они уже розданы членам фракции и аппарату Офиса президента (у всех у них зарплаты минимальные).
Вот и возникает коллизия — тайные, оплаченные договоренности не выполнены или выполнены не в полной мере, а денег уже нет. Отсюда конфликт, перерастающий в покушение.
Кстати, косвенным подтверждением такого конфликта является факт крупной ссоры между Зеленским и Шефиром, о котором знают очень многие, но почти никто не знает ее причин.
В этом смысле, конечно, и Зеленский, и Шефир знают, кто является инициатором покушения. Знают, но не будут об этом говорить открыто по известным вышеописанным причинам.
А уж как они поступят — отомстят, решат вопрос, вернув деньги, или найдут какой-нибудь другой способ «закрыть тему», — мы, скорее всего, уже никогда не узнаем.