«Дорожные карты» биты? Почему затягивается интеграция Белоруссии и России

Посол Белоруссии в России Владимир Семашко заявил, что 9 сентября Владимир Путин и Александр Лукашенко могут подписать «дорожные карты» по интеграции своих стран. Но потом стало известно, что сроки их подписания, скорее всего, перенесут на более позднее время
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Что это за «дорожные карты» и почему их не могут подписать уже три года?

Лукашенко и Путин намерены подписать дорожные карты по интеграцииПрезиденты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко на переговорах 9 сентября подпишут все дорожные карты по интеграции стран в рамках Союзного государства. Об этом 31 августа сообщил посол Белоруссии в России Владимир Семашко, передает Интерфакс
Регулярные переговоры президентов России и Белоруссии о дальнейшем развитии Союзного государства продолжаются около трех лет. Обсуждаемые двумя лидерами планы по двусторонней интеграции в разных сферах содержатся в документах, которые прозвали «дорожными картами».

Изначально была 31 «дорожная карта», но к настоящему моменту осталось всего 28. Судя по всему, всё это время их редактировали и «выхолащивали» — так, чтобы условия устраивали обе стороны. Среди планов, от которых стороны отказались, была политическая интеграция. Белорусское руководство все эти годы неоднократно подчеркивало необходимость сохранения полного суверенитета обеих стран, а в последнее время данный тезис подхватили и в Москве. Поэтому к настоящему моменту кажется, что сторонам уже ничего не должно мешать в ближайшее время подписать пакет документов и двигаться дальше.

«Отклад не идёт на лад»?

На днях очень скорое подписание «карт» анонсировал посол Белоруссии в России Владимир Семашко: «Мы, слава Богу, спустя три года находимся на финише, когда из 28 карт осталась одна. Последнюю, я думаю, мы 7-го числа дожмем, и уже 9-го числа [сентября] президенты встречаются в Москве, где будут подписаны все дорожные карты и карты развития углубления интеграции».

Однако и здесь всё оказалось не так просто. В тот же день слова дипломата уточнил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, указав, что для начала необходимо «дождаться решения глав государств и не забегать вперед». А позже намерения подписать «дорожные карты» 9 сентября опровергло и белорусское посольство в России. Там заявили, что «СМИ не совсем верно интерпретировали заявления дипломата», а «9 сентября президенты обсудят результаты работы над «дорожными картами» и примут решение о дальнейших шагах».

В Кремле назвали дату встречи Путина и ЛукашенкоПрезидент РФ Владимир Путин и белорусский лидер Александр Лукашенко 9 сентября проведут переговоры в Москве. Об этом в понедельник, 30 августа, сообщил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, передает РИА Новости
На следующий день — 1 сентября — Лукашенко сообщил, что подписать «дорожные карты» на уровне президентов планируется лишь во время Высшего госсовета Белоруссии и России. А его заседание хотят провести в октябре — ноябре этого года. Но и это не точные сроки. Белорусский лидер сделал ремарку, что это случится лишь в случае, если президенты к этому времени окончательно договорятся насчет подписания «карт».

Очевидно, что даже после исключения чувствительной для сторон «карты» по политической интеграции Минск и Москва все равно не могут договориться по ряду важных вопросов. Скорее всего, речь идет о самых проблемных сферах в двусторонних отношениях — торгово-экономической и энергетической.

Во-первых, стоит вопрос условий по продаже российского газа Белоруссии. Минск стремится получить как можно более льготные цены, в то время как в Москве эти чаяния не всегда встречают одобрение. Также между сторонами до сих пор стоит вопрос механизма компенсации налогового маневра Белоруссии со стороны России.

Во-вторых, углубленная торгово-экономическая интеграция сторон предполагает создание единых рынков Союзного государства. Российское руководство указывало, что единые рынки и дальнейшая интеграция в экономике сможет нормально функционировать только тогда, когда появятся общий эмиссионный центр, единая система налогообложения, таможенная служба, суды и Счетная палата. Но встает вопрос, как всё это буде работать без политико-правовых надстроек в Союзном государстве, хотя бы минимальных.

Поэтому подписания «дорожных карт» может и вовсе не произойти в текущем году. Особенно с учетом того, что про их «скорейшее подписание» ранее уже не раз объявляли, в том числе и в этом году. Но сроки всегда оттягивались. Вероятно, Минск и Москва еще не готовы к окончательному подписанию всех 28 «дорожных карт».

Время не в пользу Союза

Ищенко рассказал, сколько сегодня белорусов поддерживают Лукашенко, и что нужно для новых протестовВряд ли белорусской оппозиции сегодня удастся вывести на улицу людей. В прошлом году президент Александр Лукашенко был явно не готов к протестам в том формате, в котором они происходили. Теперь уже все иначе. Об этом рассказал обозреватель МИА «Россия сегодня» Ростислав Ищенко в эфире ютуб-канала Украина.ру
Складывающаяся в Союзном государстве картина (отказ от политических элементов интеграции, до сих пор ряд неразрешенных противоречий в энергетической и торгово-экономической сферах, да и регулярное откладывание подписания «дорожных карт») подтверждает, что договор о Союзном государстве 1999 года, похоже, окончательно утратил свою актуальность.

В том документе 22-летней давности, который до сих пор не денонсировали, предусмотрено и создание наднациональных органов с самыми широкими полномочиями, и принятие единой валюты и системы налогообложения, и формирование единых рынков. Договор предусматривает полноценную политическую интеграцию, которая в конечном счете ведет не к союзу государств, а именно к единому Союзному государству. В случае реализации положений документа Минску и Москве в любом случае пришлось бы отдавать часть суверенитета общим структурам управления.

Вероятно, что в 1990-е годы, когда раны от разрыва общего политико-экономического пространства еще сильно болели, реализация полноценного Союзного государства казалась неизбежной. Но теперь, спустя почти 30 лет, в России и Белоруссии осознали возможность отдельного суверенного сосуществования, и теперь вряд ли руководители этих государств готовы добровольно лишиться части своих полномочий в пользу общесоюзных органов.

Против интеграции очень серьезно сыграло время. И оно по сей день играет не в пользу союзного проекта, только с еще большей силой, чем это было в 1990-е и 2000-е. В условиях стремительно развивающегося и меняющегося мира затягивание времени может деактуализировать даже те сферы интеграции, которые сегодня всё ещё кажутся непотерянными.

 

Рекомендуем