Под знаком короны. Путешествие из Москвы в Киев длиною в пытку

Двухэтажный автобус плавно трогается с места – путешествие началось. Пассажиры устраиваются поудобнее: впереди долгий путь. Теперь добраться от Москвы до Киева или Одессы (а автобус следует в Одессу через Киев) быстро не получится
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Это раньше — не так давно! — можно было планировать прибытие с точностью до минуты. Поезда ходили по расписанию, самолетом можно было достичь цели за полтора часа, и пересечение границы много времени не занимало: стандартная процедура проверки документов — и вот ты уже за границей…

Но самолеты по инициативе украинской стороны не летают с сентября 2015 года, а поезда из России на Украину и обратно не ходят — весной 2020-го рейсы на Украину и в Молдавию отменили. В РЖД поясняли, что поезда отменяют временно — «в связи с решением этих стран ограничить железнодорожное сообщение из-за коронавируса».

Народ, вынужденно пересевший на автобусы, во временность принятых мер не верит. «Думаю, поездов уже никогда не будет», — говорит сосед, устраиваясь в кресле, которое только в первые часы пути кажется удобным. 

«Только граница». Зеленский рассказал, что общего у России и УкраиныНовоизбранный президент Украины Владимир Зеленский утверждает, что после «аннексии» Крыма и «агрессии» в Донбассе у России и Украины из общего осталась только государственная граница протяженностью в 2295 километров и 400 метров. Он заявил об этом 2 мая на своей странице в Facebook

Действительно, создаётся впечатление, что политики делают всё для того, чтобы отучить граждан РФ и Украины ездить друг к другу в гости. Многие помнят, что ещё недавно для пересечения границы не нужен был загранпаспорт (а кто-то помнит, что ещё раньше и границы-то никакой не было). В последние годы под различными предлогами (сейчас вот под предлогом ковида) вводятся всё новые и новые ограничения.

Но те, кого заставляет нужда, как ездили из России в Украину и в обратном направлении, так и ездят, ведь влечёт их далеко не праздное любопытство, а необходимость — работа, семья… Едут на автобусах, в автомобилях, летят с пересадками на самолётах, разрабатывают самые разнообразные смешанные маршруты — электричкой до ближайшего приграничного российского города, потом такси — до границы, пеший переход границы, снова такси, уже на украинской стороне, снова электричка…

В общем, каждый достигает цели «подручными средствами». Люди мучаются, страдают, но всё же вынужденно отправляются в этот приграничный хаос, медленно погружающийся в ад… А государства, прежде всего Украина, теряют на этом миллионы. Известно ведь, что в доковидные времена самыми прибыльными (да и вообще, не дотационными, а именно прибыльными) для «Укрзализныци» (госпредприятие железнодорожного транспорта Украины. — Ред.) были маршруты в Россию и обратно. Теперь их нет, а «Укрзализныця» на грани банкротства — полностью зависит от дотаций государства. 

Коронавирус на Украине стал уносить больше жизней, чем ракЗа январь-май 2021 года на Украине зафиксировали больше смертей от коронавируса, чем от рака. Об этом сообщается на сайте Государственной службы статистики

Пока за окнами проплывают пригороды Москвы, обсуждаем, чем же автобусное или авиасообщение может быть безопаснее железнодорожного в плане «короны»? Плюсов не обнаруживаем (впрочем, среди участников дискуссии профессиональных медиков и эпидемиологов нет). А минусы очевидны — теперь пересечение границы занимает много часов (личный опыт: из Москвы в Киев автобусом добирался почти сутки, из них семь часов — «переход» границы). Для многих путешественников (а едут люди разного возраста, не все чувствуют себя хорошо, кто-то едет с детьми) совершить такую поездку становится просто физически сложно. «Не поездка, а пытка», — жалуется пожилая женщина.

Особенно сильно выросли очереди на границе со 2 июля, когда на украинской границе ввели новый порядок: всем без исключения гражданам старше 12 лет нужно сдавать на пунктах пропуска платный экспресс-тест на ковид (ранее приходилось сдавать ПЦР-тест еще до поездки, но не позднее чем за 72 часа — осуществить это тоже было не так просто и не так уж и дешево). Стоимость экспресс-теста на границе — 650-750 гривен (1800-2150 рублей). Многочасовые очереди.

Мнение народа передадим обобщённо: «выкачка денег». Издание Украина.ру разбиралось в том, кому принадлежит предприятие, осуществляющее тестирование на одном из пунктов пропуска. Вывод: «Фактически на украинской границе под предлогом борьбы с коронавирусом идет банальный сбор денег со всех приезжающих. Причём эти лёгкие деньги контролируются маленькой фирмой, которая зарегистрирована в многоквартирном доме в Николаеве…»

Выкачка денег. Кто зарабатывает на COVID-тестах на российско-украинской границеС начала июля по решению Минздрава россиян на территорию Украины пускают после прохождения теста на антиген. Анализ можно сдать только на контрольно-пропускных постах на границе. При этом пассажиры, проходящие границу со свежим ПЦР-тестом, всё равно должны сдать быстрый тест на КПП

К пограничникам и таможенникам с обеих сторон претензий нет, люди выполняют свою работу. Отношение — вполне корректное. А очереди на пунктах пропуска — дело теперь неизбежное даже и без обязательного тестирования, ведь в автобусе десятки пассажиров. Перед нами стоят люди из автобуса, подъехавшего ранее. «Долго будем ждать», — вздыхает кто-то из попутчиков. Обстановку разряжает человек с предыдущего рейса. Он оборачивается к нам и говорит: «Что-то у вас у всех напряженность написана на лицах? Расслабьтесь! Это таможня, это государство, оно и должно нас давить и ограничивать — по определению. А дома вас ждут любимые люди, ждёт любимая работа. А если вдруг она не любимая, то меняйте такую работу немедленно!» Все смеются.

Вообще, напряжённую обстановку в ходе поездки не раз разряжал юмор. «В Одессу никто не едет, едем на Одессу!» — поясняет кому-то водитель автобуса. Пассажиров не раз пересчитывают: не дай Бог, кто-то отстанет на остановке — «мы ведь за вас всех отвечаем». За окнами автобуса тем временем — уже украинские пейзажи.

Что сказать по итогам короткой рабочей поездки? Она из-за сложностей на границе оказалась физически тяжела. Но Украина по-прежнему прекрасна, и люди там хорошие — такие же, как и по другую сторону границы. Стоит несколько раз проехать от Москвы до Одессы и обратно, чтобы лишний раз убедиться в том, что мы — таки действительно один народ. Хотя многие политики на Украине с этим не согласны. Но политики приходят и уходят, а народ остаётся.

Рекомендуем