— В учениях НАТО Sea Breeze нет ничего необычного, они проводятся с 1997 года каждый год примерно в одно и то же время. Район их проведения известен, но в этом году участников было чуть больше, чем раньше, но в принципе ничего сенсационного там не происходило, и риска какой-то технической ошибки, из-за которой может возникнуть конфликт, лично я не вижу.
Присутствует риск другого рода. Если военно-морские суда, участвующие в этих учениях, попробуют совершать провокационные проходы, например в территориальных водах Крыма. Или ещё хуже: попробуют, например, пройти через Керченский пролив, не спрашивая соответствующих разрешений. Вот в случае таких откровенных провокаций — да, действительно, есть риск столкновения, инцидента в отношении этих кораблей. Это не породит какую-то большую войну, но возможно применение военной силы со стороны России. После последнего инцидента с британским эсминцем это стало почти неизбежно, потому что слишком резонансной стала эта провокация с эсминцем «Дефендер», поэтому любой следующий такого рода проход практически наверняка обернётся задержанием судна-нарушителя. Его отконвоируют в ближайший порт, и там будут составлены претензионные документы на команду. Если при задержании команда не окажет сопротивления, то всё закончится мирно и просто, их через сорок восемь часов отпустят вместе с судном.
— Сергей, восьмой год идёт война в Донбассе. Постепенно, шаг за шагом, страны Запада вооружают Украину. И Америка вооружает, и Британия, и Турция, и т.д. По сути, Украина становится гораздо более вооружённой страной, чем было до 2014 года. Нет ли опасности, что у Украины в ближайшем будущем может появиться внутренний политический запрос на войну с Россией?
— Запроса на полномасштабную войну с Россией нет ни у кого: ни в штаб-квартире НАТО, ни в Вашингтоне, ни в европейских столицах. И даже в Киеве нет на самом деле запроса на большую войну. До сих пор НАТО и вообще евро-атлантическую коалицию устраивала позиция Украины как передового окопа в активном сдерживании России, как они это называли. Но сейчас ставки изменились. Америке нужна нормализация в Европе, спокойный тыл для переноса своей главной деятельности, в том числе и военной, в Азию. И поэтому и запрос сменился. Сейчас и у Вашингтона, и у старых европейцев, в первую очередь у Парижа и Берлина, запрос, адресованный Киеву, — это не обострять ситуацию, найти способ урегулирования конфликта на Донбассе. Вот, собственно, об этом в ближайшем будущем и пойдёт речь.
— Сергей, появилась версия, что Украина может отказаться от претензий к «Северному потоку – 2» в обмен на Крым и Донбасс. Об этом недавно сказал пресс-секретарь президента Украины Сергей Никифоров: что Киев может отказаться от претензий к российскому газопроводу «Северный поток – 2» в обмен на возвращение ему Крыма и Донбасса.
— Анна, на мой взгляд, это некие легковесные спекуляции, каких-либо оснований для геополитического торга вокруг этих тем в реальности не наблюдается. Ничего подобного представить себе невозможно.