Заставили разбить памятник Ленину и выкрикивать «война из-за нас». Как поляки сожгли сотни евреев в городке Едвабне

80 лет назад, 10 июля 1941 года, поляки из Едвабне уничтожили всех евреев этого городка, которые на протяжении столетий были их соседями. Немцы присутствовали при этом, но сами не убили ни одного человека
Подписывайтесь на Ukraina.ru

По словам польского историка Марека Вержбицкого, довоенный антисемитизм поляков с началом Второй мировой войны невероятно усилился и распространился практически на все слои польского общества, особенно на занятой Советским Союзом территории. 

Как на самом деле относились к евреям в Польше накануне Второй мировой войныНедавно президент Владимир Путин назвал работавшего в Германии 1930-х гг. польского посла Юзефа Липского «сволочью» и «антисемитской свиньей» на основании высказываний в поддержку гитлеровских мер против евреев. с чего вообще Липский, будучи представителем польского истеблишмента, позволил себе такие высказывания

«Произошло отождествление евреев с советской системой, а ненависти к СССР — с ненавистью к евреям. Таким образом, в 1939-1941 годах под воздействием опыта советской оккупации одним из элементов патриотизма поляков, живших на Кресах, стал, в некотором смысле, антисемитизм, понимаемый как борьба против советской (то есть «еврейской») власти за независимость Польши, которую — по мнению большинства поляков — евреи предали», — отмечает Вержбицкий.

После ухода советских властей поляки с различной степенью участия немцев совершили множество актов насилия в отношении своих еврейских соседей в Ломжинском и Белостокском регионах (Подляшье). Эти территории в 1939-1941 гг. были частью Белорусской ССР, а 22 июля 1941 были включены в состав специально созданного Округа Белосток, находившегося в административном подчинении провинции Восточная Пруссия.

Стоит отметить, что массовые еврейские погромы в исполнении поляков летом 1941-го происходили только на Подляшье.

По мнению польского историка Дариуша Столи, это связано с тем, что регион вокруг Едвабне отличался от других частей Польши, попавших в сентябре 1939-го в состав СССР. Это были единственные этнически польские земли, в отличие, к примеру, от Восточной Галичины и Волыни. Столя отмечает, что на территориях с украинским или литовским большинством после вступления немцев довольно быстро проявлялся радикальный антисемитизм украинцев или литовцев.

Происходило так не потому, что украинский или литовский антисемитизм в принципе сильнее польского, а потому, что украинские и литовские политики — в отличие от польских — рассчитывали на взаимодействие с немцами. В такой ситуации местные поляки, находившиеся в конфронтации с украинцами и литовцами, не присоединялись массово к антисемитским выступлениям, опасаясь доминирования украинских и литовских националистов.

Но в Едвабне и окрестностях не было других национализмов, кроме польского, — следовательно, не было и препятствий для выражения поляками антисемитских взглядов.

Прелюдией к массовому убийству евреев в Едвабне стали события 25 июня 1941 года.

Троих евреев тогда убили, а двух женщин вместе с маленькими детьми заставили покончить с собой, утопившись в пруду. Жертвы убийства были местными коммунистами, а утопленные женщины, — жёнами двух других коммунистов-евреев, которым удалось бежать вместе с уходившими советскими властями. В тот день смерть постигла и троих поляков, признанных виновными в коллаборационизме с советами.

Но если в первые дни после начала войны между Германией и СССР в Едвабне обвиняли в приверженности коммунистам и убивали как евреев, так и поляков, то 10 июля 1941 года волна насилия обрушилась только на евреев, охватив всю общину.

Случившееся в Едвабне в тот день складывалось из нескольких последовательных событий.

По словам многих очевидцев, утром в местечко приехала группа гестаповцев — причём на такси. Они провели совещание с новыми городскими властями, которые единодушно заявили, что всех евреев городка следует убить. Когда немцы предложили оставить несколько семей в живых ради их профессиональных достоинств, плотник Бронислав Шлешиньский запротестовал: дескать, хватает и польских ремесленников, евреев надо убить всех.

По свидетельству Шмуля Васерштейна, подтвержденному показаниями других выживших евреев Едвабне, группа местных поляков-заводил, вооруженных топорами и утыканными гвоздями дубинками, принялась выгонять евреев из домов и сгонять на рыночную площадь. Там уже ждала масса зевак, в том числе немало крестьян из соседних деревень. Они явно рассчитывали увидеть сцены насилия, ведь уже было известно о сожжении евреев тремя днями ранее в близлежащем Радзилуве (причём часть спасшихся находилась в Едвабне).

Евреев заставили разбить памятник Ленину и выкрикивать лозунг «война из-за нас». Затем несколько десятков из них были вынуждены носить вокруг рыночной площади разбитые остатки памятника в своеобразном шествии во главе с раввином, державшим в руках красный флаг. Под градом побоев они отнесли памятник к установленному месту, где им приказали вырыть яму и свалить туда обломки статуи. Затем их забили до смерти и бросили в ту же яму.

Тех же евреев, которых собрали на площади, под охраной мобилизованных по этому поводу горожан, заставили пройти по городу к амбару уже упомянутого Бронислава Шлешинського, который согласился принести строение в жертву ради такого случая.

Город окружили добровольцы, которые отлавливали евреев, пытавшихся бежать. По пути организаторы мероприятия поджигали бороды стариков и закалывали младенцев на руках матерей. Сохранились свидетельства, что как минимум одной отрубленной головой убитого еврея польские нацисты играли в своеобразный футбол. Всех согнанных затолкали в амбар.

Тем временем патрули прочесывали дома, проверяя, не осталось ли там слабых, больных или спрятавшихся евреев. Маленьких детей просто привязывали за ноги или накалывали на вилы, и тоже волокли к амбару.

Когда всё было готово, амбар подожгли, предварительно облив восемью литрами керосина (сохранились показания лавочника, отпускавшего этот товар на муниципальные нужды).

День был жаркий, постройку моментально охватило пламя, и всем запомнился жуткий крик, поднявшийся над городом. Когда огонь спал, стали рассматривать трупы: сгорели, фактически, только те, кто был по краям и сверху, а большинство просто задохнулось.

Еврейский вопрос был окончательно решен в рамках отдельно взятого польского городка, где до того дня жило более 1600 евреев.

При всех этих событиях в Едвабне присутствовали примерно полтора десятка вооруженных немцев, что придавало погрому легитимность с точки зрения оккупационной власти. Но нацисты не принимали в операции активного участия и не руководили ею, они просто любовались, фотографировали и снимали происходящее на киноплёнку.

Дариуш Столя пишет, что в источниках нет упоминаний ни об одном «конкретном убийстве, совершенном в тот день немцами».

«В описаниях произошедшего отсутствуют звуки выстрелов. В воспоминаниях поражает та тишина, на фоне которой люди, работавшие в поле за городом, слышали голоса жертв. Эта тишина указывает на то, что убивали их без применения огнестрельного оружия, в отличие от того, как это обычно делали немцы» — отмечает историк.

В условиях июльской жары немцы стали требовать, чтобы жертвы были немедленно похоронены. Тут сказалась недальновидность погромщиков и дефицит рабочей силы — евреев, которых раньше согнали бы рыть братскую могилу, уже не было. Когда попытались разобрать трупы, оказалось, что они спеклись в единую массу. В конце концов, было решено рубить её на части и швырять их в яму.

По словам жителя соседнего села Леона Дзедзича, «они принесли вилы и разрывали тела на куски как могли — тут голова, там нога».

От погрома спаслись семь евреев Едвабне: упомянутый Шмуль Васерштейн с братом, ещё три юноши и две девушки. Своей жизнью они обязаны польской женщине Антонине Выжиковской из соседней деревушки Янчевко, которая на протяжении трёх лет скрывала их у себя — причём как от нацистов, так и от польского вооружённого подполья, «Армии Крайовой». Если бы не она, мир никогда бы не узнал правду о трагедии в Едвабне.

После войны, в 1948-1949-м и в 1953 годах, погром в Едвабне стал предметом нескольких разбирательств в Польской народной республике (ПНР).

Ещё одно следствие по этому делу проводила в 1967-1974 годах Окружная комиссия ПНР по изучению гитлеровских преступлений в Белостоке. В ходе этого расследования было априори принято, что евреев в Едвабне уничтожили немецкие жандармы. Вопрос об участии поляков в массовом убийстве прокурор опустил.

В 1962 года в Едвабне был воздвигнут монумент в память, согласно надписи на нём, о тысяче шестистах местных жителях, евреях, зверски убитых гестаповцами в годы нацистской оккупации.

Но сейчас этого памятника нет.

Дело в том, что в 2000 году американский исследователь польского происхождения Ян Томаш Гросс опубликовал книгу «Соседи: история уничтожения иудейского поселения» («Sąsiedzi: Historia zagłady zydowskiego miasteczka»). В ней он привёл факты того, что массовое убийство евреев в Едвабне совершили поляки, причём без участия немцев. Это вызвало в Польше огромный скандал, последствия которого тлеют в этой стране до сих пор.

При этом вину немцев Гросс не отрицал, отметив в книге:

«Не следует забывать, что в целом бесспорными повелителями жизни и смерти в Едвабне были немцы. Никакая серьезная организованная акция не могла быть предпринята без их согласия.

Они и только они могли решить судьбу евреев. Они имели возможность остановить погром в любой момент. Они не сочли нужным вмешиваться. Если они и предложили пощадить некоторые еврейские семьи, они наверняка сделали это не слишком настоятельно, потому что практически все евреи, попавшие в руки убийц, были в конечном счете убиты.

Очевидно, что если бы Едвабне не было оккупировано немцами, евреи не были бы убиты своими соседями».

Однако американский историк настаивал на том, что всего в Едвабне было убито не менее 1600 евреев, и это вызвало обоснованную критику его коллег, причём не только из Польши.

В частности, в вину Гроссу вменялось отсутствие данных из советских архивов о населении Едвабне в 1939-1941 годах. А Институт национальной памяти Польши, который с 2000 по 2004 годы проводил альтернативное расследование, хотя и подтвердил основные выводы Гросса, число погибших евреев счёл завышенным. По его данным, которые ныне являются официальными, в Едвабне погибло лишь 350 евреев.

10 июля 2001 года на месте сожжения евреев Едвабне был установлен новый памятник, на котором нет упоминания ни о числе жертв погрома, ни о том, кто его совершил.

Рекомендуем