Большой потоп. Почему украинские города «поплыли» после дождя

Конец мая и начало июня принесли на Украину циклон с похолоданием, почти ежедневными дождями и грозами. Как природное явление это дело привычное, но майские грозы стали для неготовых украинских городов настоящим стихийным бедствием
Подписывайтесь на Ukraina.ru

29 мая непогода обесточила сразу 108 населённых пунктов. Город Житомир превратился в Венецию, а его жители публиковали видео о том, как передвигались по улицам на надувных матрасах и резиновых лодках.

«В Житомире открылся водный сезон… Дождик прошёл», — пошутила жительница Житомира Елена Скидан.

Ранее, 19 мая, во время очередной грозы под воду ушёл Киев. Тем временем мэр Киева Виталий Кличко пиарился своими достижениями, званием «мэр года», а также рассказывал о политических репрессиях со стороны Офиса президента.

Гроза, град, похолодание: синоптики ответили, каким регионам Украины чего ждатьУкраинские синоптики утверждают, что последняя неделя мая будет дождливой, а местами - даже с грозами и градом. Об этом 18 мая пишет НВ со ссылкой на синоптика Украинского гидрометцентра Наталью Птуху
«Пока мэр Киева Виталий Кличко рассказывает о политических преследованиях, столица всё больше превращается в Европу. В ту её часть, где Венеция. И ведь не самый сильный дождь был сегодня. Ливнёвки? Нет, не слышал…. Уважаемый "мэр года" Виталий Кличко, у нас пара вопросов. Когда у вас трубы в столице перестанут рваться из-за гидравлических испытаний водопроводов и машины перестанут от дождя тонуть из-за отсутствия ливнёвок?» — прокомментировало его заявления издание Klymenko-Time.

У Кличко в ответ принято пенять на глобальное потепление и изменения климата.

В тот же день, 19 мая, затопило города Червоноград и Ковель на Западной Украине. В ряде городов спасатели не успевали откачивать воду, стремительные потоки смывали автомобили вместе с покрытием дорог, почвой и отдельными строениями.

Двумя днями ранее под воду ушла Одесса. Причина всё та же — отсутствующие или забитые ливнёвки.

«Пока мэр Труханов ведёт город в финансовую кабалу, Одесса тонет. Возможно, Труханов хочет подарить горожанам частичку Венеции. Однако больше похоже на то, что на ремонтах ливнёвок хорошо сэкономили», — писал Telegram-канал «Шептун».

До этого аналогичная ситуация произошла в Запорожье. Сообщалось, что в городе полностью затоплен ряд улиц. Воды было местами по колено. Из-за потопа произошёл ряд ДТП. Также пострадали маршрутки и легковые автомобили.

К подобным катаклизмам приводит не только непогода. 14 мая в Киеве на улице Пушкинской потоп был вызван прорывом труб горячей воды. Трубопровод построили ровно 70 лет назад, в 1951 году. Улицу же, как тогда, после войны, ливнёвками не снабдили, так и при независимой Украине не сподобились.

На Украине 120 населенных пунктов обесточены из-за погодных условийВ результате дождя и сильного ветра около 120 населенных пунктов в пяти областях Украины остались без энергоснабжения, сообщила пресс-служба ГСЧС 17 мая
Пару лет назад потопом была сорвана даже репетиция парада в честь Дня независимости, после чего киевляне шутили, что в ходе парада по Крещатику должен был пройти ещё и флот. В случае с центральными районами Киева ситуация кажется несколько парадоксальной — он стоит на холмах, и уже сам рельеф местности должен был бы препятствовать подтоплениям. Однако активная и хаотичная застройка центра города последних лет справилась даже с рельефом.

Собственники старых зданий, ещё советской постройки, жалуются, что новые застройщики бетонируют ливнёвки, углубляя подвалы в стремлении получить ещё несколько метров площади, которую можно будет сдать в аренду.

«Насколько мне известно, по повелению собственников зданий было отдано распоряжение заглушить все ливнеприёмники во дворах центральной части города. Это значит, что всё, что должны были принять ливнеприёмники и транспортировать в подземную систему ливневой канализации, — всё пошло по поверхности решёток, которые не могли справиться с таким количеством воды», — рассказывал о причинах подтоплений киевский архитектор Георгий Духовичный.

Ещё одной причиной, по словам архитектора, является исчезновение скверов, парков и пустырей, которые ранее впитывали излишнюю воду.

Значительный вклад в создание текущей ситуации внесла точечная застройка городов, когда на месте сквера появляется новый жилищный комплекс и торговый центр. Эти объекты, как правило, не укладываются в обеспечивающую инфраструктуру, а только к ней механически подключаются, хотя она рассчитана на иную мощность. При этом асфальтовые поля вокруг торговых центров становятся чем-то вроде бассейнов с узким горлышком, выводя воду в какое-то непредвиденное место и вызывая бурные потоки.

Кроме того, даже на только что отремонтированных дорогах в Киеве после дождя возникают огромные лужи. И это говорит о том, что при ремонте беспокоились только о внешнем виде дорожного покрытия, игнорируя такие вещи, как дренаж, — пусть невидимые чиновникам и прохожим, но предполагаемые и необходимые.

Неразвитость ливневой канализации не только приводит к краткосрочному коллапсу на улицах городов, но и в перспективе грозит Украине нехваткой питьевой воды. Её в большинстве городов берут из рек, в которые стекает загрязнённая вода после каждого дождя. И это является одной из причин загрязнения и заиливания рек.

Естественно, подтопления и наводнения регулярно происходят во всех частях света, но для борьбы с этими явлениями необходимо предпринимать какие-то действия. В российских городах последние годы ливнёвку активно строят и ремонтируют, используя в том числе зарубежный опыт. К этому власти обязывают компании, занимающиеся ремонтом дорог. И немаловажный аспект — обязательства застройщиков создавать и согласовывать свою собственную инфраструктуру для новых объектов.

Глава Жилищного союза Александр Скубченко недавно имел возможность сравнить инфраструктуру Киева и Москвы.

«В центре Киева — неслыханное для столицы запустение… Сегодня Киев — это грязь и опустошение. Особо понимаешь это на контрасте, возвращаясь из-за границы. И это — столица, самый богатый город страны. Периферия — в ещё более нищенском и запущенном состоянии. В постмайданной Украине более важно, как будет называться улица, а не какой чистой она будет. Пусть грязная и убитая, лишь бы имя Бандеры носила, а не Жукова. Пусть Дом писателя деревом порос, лишь бы в нём не было книг Пушкина.

Страна в руине. Муниципальная инфраструктура, многоквартирные дома, памятники архитектуры, коммунальные сети — это всё доживает свой век. Где-то — рассыпается, где-то — рвётся, где-то — обрушается. Как бесхозное, как ничьё. Не могу представить подобную разруху у Кремля. Я не видел такого запустения ни в одной европейской столице», — сетовал Скубченко.

Украинская инфраструктура действительно деградирует и «декоммунизируется» с каждым днём. То мост обрушится прямо во время пресс-конференции президента, то жилой дом взорвётся, погребая под собой жильцов, как это произошло в киевском районе Позняки. Жить на советском наследии бесконечно долго невозможно.

Не выходи из комнаты: на Украине наступил «снежный локдаун»Украину накрыла непогода. Сильные снегопады, обледенение, гололедица парализовали транспортное сообщение и коммунальные службы в большинстве регионов и крупных городах. Жители вынуждены отказаться от поездок в личных целях. Во многих школах Киева родителям рекомендовали оставить детей дома из-за неблагоприятных погодных условий
В 2020 году было проведено исследование состояния 5631 автомобильного моста (35% от общего числа). По данным «Укравтодора», 81% автомобильных мостов построены до 1980 года и с тех пор не ремонтировались. В исправном состоянии были только 2% исследованных мостов, все остальные — либо ограниченно работоспособные, либо неработоспособные.

В целом же, по разным оценкам, инфраструктура украинских городов изношена на 75–92%. Власти сами озвучивают эти цифры, когда говорят о необходимости повышения тарифов. Однако их очередное повышение не улучшает ситуацию. В 2018 году экс-заместитель министра инфраструктуры Виктор Довгань оценивал потребности для модернизации инфраструктуры Украины до 2030 года в сумму 50 миллиардов евро. За прошедшие три года эта сумма, естественно, увеличилась.

Под реализацию инфраструктурных проектов украинские и муниципальные власти берут многочисленные кредиты, что тоже не особо сказывается на её плачевном состоянии.

Очередные ливни, прогнозируемые синоптиками в первых числах июля, ожидаемо вызовут новые наводнения и подтопления в украинских городах, но через пару дней вода уйдёт, некоторые дома покроются ещё больше трещинами, а часть дорог просто смоет. Какое-то время об этом поговорят, но затем внимание отвлечёт какой-нибудь новый скандал в Раде, или же власти раскроют очередной пророссийский заговор.

Рекомендуем