22 марта в немецкой газете Handelsblatt gjzdbkjcm вышло интервью украинского премьер-министра Дениса Шмыгаля. В нём обозначены сроки, в которые Украина рассчитывает стать членом Европейского союза и Североатлантического альянса: «Нашим желанием является в промежутке от 5 до 10 лет стать членом ЕС. Это, конечно, зависит не только от нас, а от 27 других стран. То же касается и НАТО». Насколько осуществимы эти мечты?
Выступая в сентябре 2017 года на конференции Yalta European Strategy (YES), глава Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер указал на три критерия, по которым в 1990-х годах прошлого века оценивалась готовность страны-кандидата к вступлению. Первый: абсолютное большинство граждан должно поддерживать курс на присоединение к НАТО. Второе: согласие на это всех членов Альянса. И третье: укрепление евроатлантической безопасности как результат обретения кандидатом членства. Тогда же Ишингер заметил, что ситуация на Украине данным критериям не соответствует.
С тех пор мало что изменилось. В декабре 2020 года в украинском издании «Лига. Новости» были опубликованы результаты социологического опроса, демонстрирующего, что сторонники вступления в Североатлантический блок не составляют на Украине даже простого большинства. Где уж тут до «абсолютного»! За высказались 42%, внеблоковый статус поддержали 34%. Кстати, в сравнении с 2019 годом количество любителей НАТО серьёзно снизилось. Тогда их было 53%.
По поводу «укрепления североатлантической безопасности» — здесь как раз и зарыта собака. 5-й пункт Устава Альянса о коллективной обороне гласит, что «нападение на одного из членов НАТО будет рассматриваться как нападение на всех членов НАТО». Это означает, что Украина в случае получения членства может потребовать применения этой нормы. А поскольку «агрессором и оккупантом» она считает Россию, то, видимо, Россия должна будет быть признана страной, напавшей «на всех членов НАТО». Тут уже надо говорить об угрозе третьей мировой войны. Нет положения, запрещающего принимать в организацию страны в внутренними и территориальными конфликтами. Но в реальности Альянс придерживается именно такой практики, чтобы не снижать уровень «североатлантической безопасности».
И это не всё. В качестве условий даже не приёма, а получения Плана действий по членству в НАТО неоднократно выдвигались требования борьбы с коррупцией и демократических реформ. Киеву и здесь похвастаться особенно нечем. Помимо этого, не завершены перевооружение украинской армии, избавление от советского наследия и модернизация по стандартам Альянса. Не изменена структура управления вооруженными силами для достижения их совместимости с военными формированиями НАТО. В общем, проблем у Киева выше крыши. Какие-то из них кажутся решаемыми хотя бы в долгосрочной перспективе. Но наличие конфликтов в Крыму и Донбассе намертво перекрывает дорогу Украине к заветной цели. Но на словах всё будет выглядеть иначе. И украинские политики, и натовские функционеры и в будущем станут говорить о том, что ситуация меняется к лучшему, а перспективы так и вовсе блестящие. Не верьте.