Об этом Попов, эксперт Киевского Центра политических исследований и конфликтологии, рассказал в интервью изданию Украина.ру.
С конца прошлой недели жители Украины начали выходить на протестные акции против повышения тарифов на газ. Стоимость голубого топлива поднялась с 1 января 2021 года. Тариф составил в разных регионах от 0,28 до 1,99 гривны за кубометр газа в месяц (от 0,73 до 5,2 рубля). В среднем по стране повышение составило 30%.
- Алексей, как вы считаете, могут ли эти акции перейти в формат масштабного протеста?
— До сих пор повышение тарифов, хотя оно бывало и очень крупным, таких акций не вызывало. Может, это было связано с тем, что оно могло происходить на фоне экономического роста, как при Януковиче, на фоне преобладания других проблем, как сразу после Майдана, а потом в отложенное во время экономического восстановления в 2016 году при Гройсмане.
У меня такое впечатление, что все крупные протесты на Украине могут быть организованы только при вложениях в их организацию со стороны Запада и олигархов. В данном случае, конечно, Запад не может в этом участвовать. Но в этот раз есть некоторое отличие: тарифы повышаются на фоне снижения уровня жизни народа из-за пандемии. И даже старые тарифы с наступлением холодов становятся болезненными.
Я не исключаю, что эти акции будут серьезными. Во всяком случае есть какой-то протестный потенциал. Вот такое начало с перекрытием дорог, как это было в Полтавской области, я не помню, чтобы такое раньше применялось на Украине.
- Как, по-вашему, какие политсилы могут воспользоваться происходящим?
— Все оппозиционные Зеленскому могут этим воспользоваться. Но при этом как-то подогревать… «Евросолидарность» и «Голос» — это МВФовские партии, они могут как-то воспользоваться результатом, предлагать какие-то методы и псевдометоды, но им затруднительно выступать против самой идеологии роста тарифов.
Эту ситуацию могут использовать и ОПЗЖ, и «Батькивщина», которые уже заявили о своем негативном отношении. Ну и «За будущее», учитывая сложное положение Коломойского.
- Зеленский и его окружение оказались в сложной ситуации: недовольство тарифами, локдаун, проблемы с вакцинами. Власть будет выбираться из этого кризиса?
— С одной стороны, власть часто не демонстрирует достаточного профессионализма, так что можно было ожидать, что с тарифами будет такая ситуация. Но вот она уже пытается отыграть назад. Я не помню, чтобы раньше власть как-то здесь отыгрывала. Именно в плане тарифов раньше все меры заключались в облегчении получения субсидий.
- Ходят слухи о скорой замене премьер-министра Шмыгаля. Как вы считаете, кто бы мог прийти на его место?
— Юрий Витренко выглядел сильной фигурой, о нем рассуждали как о премьере. Разумеется, это не единственный кандидат, мы видим, что он не прошел даже как вице-премьер.
Поэтому поменять Шмыгаля, конечно, могут, нужен козел отпущения. Правительство не продемонстрировало эффективности. Но здесь возникает немало вопросов для Зеленского — надо утвердить нового премьера и министров. А мы видим, что, несмотря на монобольшинство, сложно утверждалось это правительство. Не по части самого премьера, а потому, что там оставались и остаются вакансии. Правительство было утверждено не полностью, а когда стали утверждать по отдельности, то не с первой попытки многие кандидаты становились министрами.
Сильная фигура во главе правительства, даже «своя», — это опасность для власти Зеленского. Гройсман считался надежным кандидатом для Порошенко, но в конце концов он стал проводить свою линию, иногда не совпадающую с линией президента, и в определенной степени расколол порошенковскую фракцию. Понятно, что Зеленский хотел бы избежать такой ситуации.
А покладистый премьер может оказаться непрофессиональным.
Тут еще вопрос в отношениях с олигархами. Шмыгаль — надежная фигура для Ахметова.