Купец Калашников и историческая правда

Произведение Михаила Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» относится к общеизвестным произведениям просто потому, что включено в школьный курс литературы. Подаётся оно как проявление оппозиционных настроений поэта, критиковавшего самодержавие. Но не всё так однозначно…
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Непонятно, прежде всего, то, почему вообще цензура пропустила это стихотворение, раз уж в нём содержались прозрачные (как считала советская критика) намёки на Николая I. Критика Ивана Грозного в те времена дозволялась, но тема тоже была скользкая — помните момент в «Иван Васильевич меняет профессию», когда Бунша возмущается тем, что в песне крымского хана «собакой» назвали…

Пушкин-авангардист«Пушкин - наше всё»: так охарактеризовал великого поэта критик Аполлон Григорьев. И в день России вспоминается человек, который дал «единственный полный очерк нашей народной личности». Сейчас, в год его 220-летия, он воспринимается как классик, находящийся в учебниках с 1820 года. Но для своего-то времени он был авангардист!

Секрет долготерпения цензуры мы обнаружили в… биографии Фёдора Растопчина — вельможи екатерининского, павловского и александровского времён, генерал-губернатора Москвы в 1812 году.

Среди прочих своих достоинств был он отчаянным болельщиком. В те времена этих наших богомерзких футболов не было, а самым массовым видом спорта были кулачные бои.

Растопчин кулачным бойцам благоволил и всячески их поддерживал, создав какое-то подобие современных спортивных обществ.

И вот однажды произошёл несчастный случай на производстве — два самых крутых московских бойца, Блоха и Трещало, как-то раз, как это бывает между интеллигентными людьми, в свободное время поспорили о преимуществах пятистопного ямба над хореем. Блоха ударил Трещалу в висок, отчего тот на месте скончался. Растопчин его спасал от Сибири потом.

Ознакомление с той историей проливает свет на причины того, за что грозный царь Иван Васильевич оттяпал башку удалому купцу Калашникову.

В школьном учебнике, понятно, расписано дело так, что это всё по жестокости царского нрава и в порядке мести за любимого опричника. А вообще Лермонтов целился не в Грозного, который благополучно умре за два с половиной века до того, а в здравствующего Николая I. С которым у поэта были дискуссии относительно пятистопного ямба.

Однако, Михаил Юрьевич жил лишь немного позже Растопчина и имел представление о кулачных боях. В то время этот вид спорта был весьма развитой и регламентированный. Делился он на несколько дисциплин (бой групповой и индивидуальный, которые и сами делились) с довольно большим корпусом правил, которым Лермонтов и руководствовался (хотя ко временам Грозного они не факт, что были применимы). Правила, как водится, должны были компенсировать возможные различия физических кондиций бойцов, дабы избежать напрасного смертоубийства в пределах разумного.

Бой Калашникова и Кирибеевича относился к индивидуальному, самого классического стиля. Два бойца становились друг против друга на расстоянии, определяемом рефери (чтобы не дать преимущества более длиннорукому) и мутузили друг друга, пока один не падал. Причём регламент был жёсткий — с места сходить нельзя, бить строго по очереди, отбивать удары нельзя, прикрываться пассивно — в определённых пределах, уклоняться не то, чтобы нельзя, но, как писал один из наследственных бойцов уже в наше время — пока смертный холод в затылке не почувствуешь. Но даже в этом случае уклонение засчитывалось как поражение. Бить можно только в корпус. Понятно, что при таких условиях убить соперника можно, конечно, но очень трудно. А вообще правила даже более мягкие, чем в современном боксе.

Как дрались, наверное, помните из школьного курса — Кирибеевич бьет Калашникова в грудь и тот понимает, что проиграет. Тогда он бьет опричника в висок и убивает (как Блоха Трещалу).

Купца тут же берут под белы руки и ведут к царю, который судья како спортивный, тако и всякий иной. Тот, понятно, вежливо интересуется:

— Ты пошто, пёс смердящий, маво любимого пса* «новичком» накормил?

А тот отвечает в том смысле, что, дескать, иже херувимы, житие мое.

Ничего иного он ответить не может. Кирибеевич обесчестил его жену (по тем временам неважно, целовал он её по взаимному согласию или насильно — всё равно бесчестие), но пока это в кругу трёх людей, один из которых немного неживой, это как бы не в счёт. А вот если это вслух сказать, то Алёне Дмитриевне житья не будет — только в прорубь или в монастырь. И то — не во всякий, а где возьмут.

Иван Васильевич не дурак и понимает, что причина есть и при прочих равных условиях Калашников мог бы собрать шайку и тихо прирезать обидчика где-то в уголке, но вместо этого вышел на поле. Создав, правда, условия, при которых обязательно победит.

Потому царь купца не бесчестит, а к его семье проявляет всякие милости — с уважением отнёсся.

Но! Произошло преступление — циничное умышленное убийство на глазах у всей Москвы. И дело не в том, даже, кого убили — пусть бы это был наёмный боец, но царь обязан отправить справедливый суд. И выбора у него нет.

"Вокруг Булгакова": 30 слов из "Мастера и Маргариты"В литературе бывают такие небольшие фрагменты, которые сами по себе «весят» как целое литературное произведение – и в языковом, и в содержательном плане. Вот, например, рассуждения Андрея Болконского о дубе в «Войне и мире»… В творчестве Булгакова это, безусловно, первый абзац второй главы «Мастера и Маргариты», читающийся как стихи. О чём они?

При таком рассмотрении действующие лица выглядят несколько иначе, хотя, при желании, и тут можно разглядеть критику в адрес Николая — дескать, не приказал Дантесу голову оттяпать. Но острота момента сглажена.

Читатель своего времени эти аспекты понимал, оттого никаких проблем с цензурой у автора не возникло.

 

* «Пёс», понятно, ругательство, но, как утверждали ливонские дворяне Таубе и Крузе, сами бывшие опричниками, «опричники (или избранные) должны во время езды иметь известное и заметное отличие, именно следующее: собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны». Так что «царский пёс» звучит, в данном случае, гордо.

Рекомендуем