Роуминг преткновения — что тормозит интеграционный проект России и Белоруссии

Обещаниями отмены роуминга между Белоруссией и Россией кормят давно. Хотя этот вопрос казался едва ли не единственным наряду с запуском БелАЭС примером успешных переговоров по «дорожным картам». Но что-то явно идет не так
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Отменить роуминг обещают с декабря 2019 года, назначают четкие сроки, которые в последний момент переносят. Казалось бы, при чем тут суверенитет?

Как выяснилось, белорусская схема работы интернета и мобильной связи сильно отличается от российской. Да и стоит потребителю дороже. А значит, терять доходы Минск не согласен. Есть смысл разобраться в нюансах.

Немного истории

Друг к другу лицом. Главные итоги Форума регионов России и БелоруссииМосква и Минск вновь заговорили о «дорожных картах» по углублению сотрудничества. На сей раз, похоже, движение в этом направлении будет двусторонним и искренним
Союзное государство — это когда без государственных границ, в том числе в мобильной связи. Белорусы уже 20 лет не знают пограничного контроля, путешествуя в Россию. Исключение — коронавирусный период карантина, но и тут предприимчивые люди находили выход, в том числе лесными тропами. Но сейчас не об этом.

Относительно недавно, хотя и довольно давно, гражданам РБ пообещали в дополнение к «паспортному бонусу» сетевой и мобильный. Это классно, дешево и удобно для всех, кто трудится в России. Обратная выгода не столь очевидна. Но в любом случае тем россиянам, кто бывает в Белоруссии или проезжает/путешествует по ее территории, отмена роуминга принесет только выгоду.

Как это ни печально, вопрос стал очередным союзным долгостроем. В декабре 2019 года роуминг пообещали отменить летом 2020-го. Летом все перенесли на сентябрь. В сентябре назначили датой отмены 1 октября. В конце концов, перестали назначать сроки, лишь пообещали согласовать все нерешенные вопросы до Нового года. Последнее сказал госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. Тем не менее 1 октября мобильные операторы России и Беларуси начали тестовую эксплуатацию систем совместной борьбы с сетевым и телефонным мошенничеством. Это не относится к отмене роуминга, но, безусловно, даст опыт связистам двух стран в слаженности и взаимодействии. А теперь к сути дела.

Белорусский файерволл

Несмотря на кажущуюся техническую простоту, все, как говорил классик, «не так однозначно». И главная трудность — абсолютно разная модель и схема рынка телефонии и интернета. Здесь мы возвращаемся к началу повествования. В РФ отрасль реально рыночная и подчиняется конкурентным правилам. Свободная конкуренция под неусыпным наблюдением Роскомнадзора.

В РБ (внимание!) уникальная и, пожалуй, единственная в мире модель, где есть внешне конкурентная среда, но государство де-факто является монополистом. Есть операторы, есть провайдеры, но все они обращаются за услугами к одному государственному субъекту, который называется «Белтелеком». Весь интернет-трафик проходит через его оборудование — это непременное условие работы на рынке. Выгода для государства очевидна, но она совершенно не оставляет надежды на конкурентное формирование услуг и цен за них.

В РБ, куда ни сунься, посредничество государства де-факто обложило данью субъектов телекоммуникационного рынка (провайдеров и операторов) «крышевательским» налогом. А в конечном счете им обложены абоненты. Это связано не только с исключительной жадностью «царства Лукашенко». Августовские события продемонстрировали еще одну задачу такого сюзеренитета — государственная безопасность. 9 августа интернет отключили по всей территории Белоруссии, еще не зная, какими будут масштабы протестов. Поняв, что они капсулировались в Минске по выходным, когда по столице путешествуют «белые ходоки» с флагами БЧБ, интернет и мобильную связь отключают только там.

Бывают и исключения, но не слишком часто. Это, конечно, не китайский «файерволл», но вопреки всем клише и клюкве о «путинской вертикали» российские спецслужбы могут только мечтать о подобной форме «суверенного интернета». При всех претензиях к Януковичу он не мог в 2013-2014 годах «вырубить рубильник». «Укртелеком» не дает сегодня такой возможности. Так уж исторически сложилось, что на Украине с начала 90-х интернет строился так, что исключил вариант монопольного контроля сетей. Нет такого и в России. В Белоруссии есть.

Гордиев узел

Алексей Дзермант: Я думаю, у Беларуси много явных преимуществ в сравнении с РоссиейБелорусский кризис нужно решить внутрибелорусскими методами, не перенося эти проблемы на уровень Союзного государства, рассказал белорусский политолог Алексей Дзермант в интервью изданию Украина.ру
Для отключения интернета методом «одного рубильника» в Белоруссии существует оборудование, принадлежащее НЦОТ (Национальный центр обмена трафиком) и «Белтелекому». Эта схема придумана для госбезопасности. Правда, как показал опыт «одного рубильника» во время протестов, спокойствие это мнимое, больше похожее на самоуспокоение. Дело в том, что отключение интернета на короткий срок дает некий временный эффект «ослепления» протестующих и их координаторов. Они работают над поисками вариантов обхода — и найдут. Но «режиму» продлевать эту привилегию решительно нет никакой возможности. Информатизация зашла слишком далеко, без интернета перестают работать мобильные приложения для налогоплательщиков, субъектов хозяйствования, эмитентов банков и так далее. Если отключать надолго, удар по экономике будет значительным, но куда сильнее ущерб будет для гражданского спокойствия. Нет интернета — не работают многочисленные карточки, дальше продолжать нет смысла — все предельно ясно. В общем, гордость госбезопасности в период «Беломайдана» показала все свои отрицательные стороны. Возможно, это подтолкнет переговорный процесс, так как заставит Лукашенко и его вертикаль задуматься о целесообразности сетевой монополии. Но, может, и нет. Вот только российские операторы и провайдеры изначально не согласны что-то менять у себя — речь об ограничении доходов в конкурентном пространстве, никто на это не пойдет.

Россия считает белорусский «файерволл» аномалией, модели, обеспечивающие работу интернета и мобильной связи у партнеров по Союзному государству, несовместимы. Считается, что по скорости внедрения современных технологий Минск будет отставать от Москвы. И это уже видно по внедрению сети 4G, которая в Белоруссии выстроена очагами. А значит, переход на 5G под вопросом. Также российская сторона убеждена, что белорусы переплачивают за услуги мобильной связи и интернета. В связи с этим аргумент партнеров о недопустимости единовременной отмены роуминга из-за угрозы роста цен не признается. За доказательствами далеко ходить не нужно: в 2019-м главной проблемой в отмене роуминга было почти то же, что и в вопросе «налогового маневра» в нефтянке: механизм компенсации выпадающих доходов белорусских государственных операторов. Минск хотел, чтобы их компенсировала Москва. В 2020-м в публичной плоскости в качестве проблемы называется борьба с телефонным мошенничеством — фродом. Этому посвящены уже упомянутые учения, начатые 1 октября. Как будут согласовывать этот ключевой вопрос участники переговоров, на публику не выносится.

Подводные камни

Матвиенко объяснила, для чего отменяют роуминг между Белоруссией и РФОтмена роуминга между Россией и Белоруссией будет способствовать активизации контактов между странами на всех уровнях, сказала cпикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Ее слова приводит РИА Новости 29 сентября
Точную дату начала переговоров об отмене роуминга назвать нельзя. Но приблизительно эта тема стала обсуждаться в 2013-м на уровне ЕАЭС. Это было одной из составляющих создания единого Евразийского пространства. То есть проект куда шире Союзного государства. Назначали даже даты отмены — 2017 год. До дела руки не дошли, хотя тарифы были синхронно снижены в 10 раз. Судя по открытым источникам, стороны решили сначала «потренироваться» в рамках двустороннего Союзного государства. Именно к 2017 году относится первое публичное упоминание отмены роуминга в СГ из уст главы Совфеда Валентины Матвиенко. Инициатива была поддержана Лукашенко. Как и многое, на словах оказалось проще, чем в предметных переговорах. Правда, изначальным препятствием по иронии судьбы оказался внутрисетевой и национальный роуминг в России. Он был ликвидирован к 1 июня 2019 года. Вопрос с Крымом и крымскими операторами, которые получали наибольшую прибыль от национального роуминга, решили за счёт самих же крымских операторов: их заставили снизить тарифы. Когда этого препятствия для отмены роуминга между РФ и РБ не осталось, подошли к тому, что Минск должен снизить стоимость «интерконнекта». Сейчас это стоит 30 центов минута — самый дорогой тариф в СНГ. В России вдвое меньше.

Из этой выросла новая проблема. Москва стояла за единовременный переход на бесплатные входящие звонки, а Минск настаивал на постепенной отмене роуминга, приводя в качестве отрицательного примера Россию, где к лету 2019-го мобильная связь подорожала на 3%. Дополнительным аргументом был тезис о важности предотвратить рост стоимости дополнительных услуг. Правда, это совсем не совпадало с тем, как белорусские монополисты наживаются на абонентах. В итоге подписанная Москвой и Минском «дорожная карта» предусматривает три этапа отмены роуминга: симметричные ставки на трафик, изменение соглашений между российскими и белорусскими операторами, поэтапное снижение розничных тарифов, отмену платы за входящие вызовы.

Что на выходе

Государственная монополия — это фишка современного белорусского государства. Так все задумывалось изначально, не странно, что так все и построили. Не исключение и телекоммуникации как часть монополии государства на связь и обмен информацией. На рынке интернета и мобильной связи в Белоруссии нет конкуренции, несмотря на наличие нескольких операторов и провайдеров. Вот почему, когда начались протесты, с 9 по 12 августа в РБ была отключена сеть. Это было сделано потому, что так все устроено, с условным «рубильником», который в любой момент можно «вырубить». Ровно то же самое и в домашнем интернете. Государство является регулятором телекоммуникационного рынка, субъектом хозяйствования и монополистом. В итоге на словах белорусская сторона за предотвращение роста стоимости тарифов, в реальности стоимость услуг в Белоруссии выше, чем в России. А чиновники лоббируют интересы не столько белорусов и россиян, сколько монополистов («Белтелеком» и НЦОТ), которым снижение доходов — нож по горлу, учитывая обязательность выполнения показателей «пятилеток», которые с отменой роуминга никак не связаны. Это вроде бы не оставляет надежды. Но есть и хорошие новости: белорусским операторам даже под крышей «Белтелекома» и НЦОТ с отменой роуминга или без придется меняться. Лучше начать это раньше. Кстати, мяч на белорусской половине поля, а отмены роуминга ждут все.

Рекомендуем