— Если посмотреть на состав самопровозглашенного совета (именно самопровозглашенного, поскольку ни один из его членов не имеет никаких полномочий ни от каких организаций) и вспомнить, что эти же люди этими же ртами говорили раньше, то боюсь, что найти хоть у одного из них хоть одно доброе слово в отношении русских (все равно, идет ли речь о большинстве населения Российской Федерации или Белоруссии) крайне трудно.
Соответственно, даже если в данный момент они действительно не говорят ничего плохого об отношениях с Российской Федерацией, все их предыдущие слова и вся их предыдущая деятельность однозначно указывает, куда они намерены тянуть за собой страну. Думаю, что это направление не устроит никого из людей, способных думать, ни в Российской Федерации, ни в Белоруссии.
Волк может на какое-то время закрыть пасть, но он при этом не превратится в домашнего пуделя.
— Какую позицию в связи с этими протестами сейчас должны занять те белорусские граждане, которые искренне недовольны политикой Лукашенко в отношениях с Россией?
— Те граждане, кто недоволен политикой Лукашенко относительно Российской Федерации, вряд ли должны считать себя святее Папы Римского. Если Российскую Федерацию эта политика в целом устраивает, то вряд ли есть смысл сильно против неё возражать в самой Белоруссии.
Конечно, эта политика не во всём прямая. Но и внутри самой Российской Федерации хозяйствующие субъекты не всегда сосуществуют мирно. Естественно, бывают какие-то сложности. Но это сложности развития. Это следствие того, что и Российская Федерация, и Белоруссия очень тесно между собой взаимодействуют, а при тесном контакте какие-то трения, естественно, случаются.
Лучше пусть будет контакт с трениями, чем полное отсутствие контакта.
- А «ползучую» белорусизацию и задержание «боевиков» вы тоже считаете трениями или это уже более серьезные эпизоды?
— Это, на мой взгляд, действительно крайне опасная тенденция. Но, опять же, лучше «ползучая» белорусизация, чем «летучая».
- Есть ли просчет России в том, что спустя 6 лет после киевского Майдана в дружественной республике вновь возникает угроза цветной революции?
- Какую позицию должна занимать Россия в отношении белорусского кризиса и что конкретно должна сделать?
— Российская Федерация должна занять сейчас позицию поддержки тесного экономического взаимодействия с Белоруссией. В частности, пригрозить изрядными штрафными санкциями тем из руководителей предприятий, кто подталкивает к забастовкам и тем самым к нарушению контрактных обязательств перед партнерами в Российской Федерации. А таких, к сожалению, довольно много.
Дело в том, что Лукашенко еще в лихие 90-е заблокировал приватизацию многих крупных предприятий, и сейчас их руководители надеются, что, если Лукашенко свалят, они смогут подешевле скупить лакомые кусочки белорусского производства. Надо пригрозить им штрафными санкциями. Причем не только санкциями на их предприятия, но и на их самих.
Все остальное белорусы сделают сами. Не зря число протестующих против Майдана там уже совершенно очевидным образом превышает число протестующих майданщиков.
- Возможен ли к власти в Белоруссии приход еще более пророссийского политика, чем Лукашенко?
— В данный момент вряд ли. Дело в том, что в рамках той экономической теории, на которую я ориентируюсь, достигнутая сейчас степень экономической интеграции Белоруссии с Российской Федерации оптимальна.
И повышение степени интеграции, и ее понижение, способны привести к множеству неприятных побочных эффектов. Эти побочные эффекты будут конечно разными, но в равной степени нежелательны.
Поэтому в рамках этой теории я могу только рекомендовать сохранить интеграцию на нынешнем уровне, а с этим справляется Лукашенко, и нет надобности его кем-то заменять.
По моим расчетам на основе этой теории, качественные изменения возможны только лет через десять. Тогда станет можно и даже нужно укреплять интеграцию просто потому, что появятся новые технические средства управления хозяйством, и на основе этих новых средств можно будет укрепить интеграцию.
А пока, повторюсь, нет смысла ничего менять. Конечно, очень обидно ждать и надеяться. Но, как сказал граф Монте-Кристо, в этих словах заключена вся мудрость человечества. Так что будем ждать и надеяться.