Владимир Фокин: «Харьков — это город вольного духа»

В эксклюзивном интервью изданию Украина.ру Владимир Петрович Фокин — о своей судьбе, проблемах кинематографа, родном городе и многом другом
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Владимир Фокин — известный советский и российский кинорежиссёр, создатель культовых фильмов «Сыщик» и «ТАСС уполномочен заявить», народный артист Российской Федерации, секретарь Союза кинематографистов Москвы и член правления Союза кинематографистов РФ, почётный гражданин Харькова.

- Владимир Петрович, если вам приходится очень кратко охарактеризовать для посторонних свой родной Харьков, к каким словам и сравнениям вы прибегаете?

— Харьков часто сравнивают с Одессой и Ростовом. Известная семейственная формула «Одесса-мама, Ростов-папа, Харьков-сын» — она из моего детства тянется. У новых людей, которые населяют эти большие города, наверное, нет оснований для такого рода параллелей, однако идиомы живут своей жизнью. Я сейчас довольно плотно связан с Ростовом — там открылся филиал ВГИКа, где я веду актерскую мастерскую. Это то, о чем я мечтал в Харькове: создать киношколу и, как её естественное продолжение, киностудию. Чтобы это была свежая и свободная, лишенная националистического угара, по-настоящему европейская киностудия. Поскольку этого пока не случилось, проект реализуется в Ростове. Ростов действительно мне очень напоминает Харьков — и по архитектуре, и по духу, и даже по говору. А Одесса — самый близкий к Харькову украинский город.

- То есть вы до сих пор ощущаете некую родственность этих городов?

— Родственность этих городов не в архитектуре, архитектура была очень скорректирована войной и оккупацией (я вырос в руинах Харькова и хорошо помню этот кошмар). Ощущение родственности и близости лежит в ментальности людей, прослушивается в говоре, в склонности к самоиронии. В широком смысле, это украино-российское родство и тождество. Для меня это единый народ — и пусть хоть треснут эти безумные люди, которые осмеливаются сказать, что мы враги!

- Мы поговорили о схожести, а в чем отличие Харькова?

— Уже в юности я понимал, что мы живем в интеллектуальной столице Украины. Колоссальный мир научных институтов, вузов, студентов. В советское время из Харькова исходило всякая крамола, вольнодумство и всевозможные новации. Киев всегда был партийно-туповатым (я имею в виду, разумеется, не киевлян, а руководство). Он любой ценой стремился быть державным и сравняться с Москвой, а в Харькове этого не чувствовалось. Это был город вольного духа.

Правительство Украины увеличит финансирование патриотического кино за счет средств фонда борьбы с коронавирусом — ГончаренкоПравительство Украины предлагает Верховной Раде утвердить третий проект изменений в госбюджет, в котором средства из фонда по борьбе с коронавирусом перераспределят на патриотическое кино. Об этом 8 апреля сообщил депутат от партии «Европейская солидарность» Алексей Гончаренко в своем Telegram-канале

Или еще один известный украинский город — Львов. В своё время он поразил меня своей красотой и необычностью, город другой архитектуры. Я туда попал на границе новых времен, в 1990 году, был председателем жюри кинофестиваля. Когда я открыл кинофестиваль и повёл дальнейшую дискуссию на украинском языке, там ликовали, словно говорящую обезьяну увидели: «Москаль, а размовляе людскою мовою». Люди они, конечно, милые, но — возвращаясь к Харькову — такого духа свободомыслия не было нигде.

Отличием Харькова всегда было ощущение некой самости, ощущение, что мы отдельная порода и подвид Homo sapiens. Как говорил герой фильма «Брат-2»: «В чем сила, брат? В правде». А правда — в Харькове. Надо, чтобы правда восторжествовала во всей стране, и тогда будет всё нормально.

- Мы сейчас говорили о «самости», о вольнодумстве Харькова, о его нестандартных людях. Не в этом ли причина, что вас — технаря и выпускника ХПИ — вдруг затянуло в артистическую богему?

— Думаю, в этом как раз причина, что меня в богему не затянуло, и я продолжаю дружить с людьми, с которыми я учился в ХПИ или дружил с детства. Нет, конечно, я общаюсь с многими представителями столичной творческой интеллигенции, это моя среда обитания, но в родственном понимании мы остаёмся людьми с разных территорий.

Богемная жизнь, тусовочное существование — точно не мое. Я переехал из Харькова в Москву учиться во ВГИК уже в зрелом возрасте. Моя жена (хотя у нас на руках была годовалая дочь) настояла на том, чтобы я поехал поступать на режиссера. Многие крутили у виска и говорили ей: ты его никогда не увидишь, богема, женщины и вся эта столичная жизнь его закрутит, но она почувствовала, что мне можно доверять. Она настояла — и я уехал, но каждую неделю мотался домой: десятка проводнику, и утром ты уже там.

Возможно, мне нужно было бы поучиться у многих студентов богемности и умению преподнести себя. Когда мы проводим международную киношколу, где я художественный руководитель, поступает множество заявок буквально со всего мира. Когда почитаешь резюме этих ребят, такое ощущение, будто должен бежать ему за пивом — просто гений какой-то, титан… Но поскольку они обязаны присылать и экранные работы, быстро убеждаешься — это абсолютно бессмысленный человек. Мой опыт преподавания в актёрской и режиссерской мастерской во ВГИКе свидетельствует: если человек подаёт себя в самых блестящих определениях, надо держать ухо востро — скорее всего, это звонкий пустой орех.

Меня приучили ещё в Харьковском Дворце пионеров: сиди спокойно, если сделаешь что-то приличное — тебе об этом скажут. И эта манера поведения ко мне приросла. Я совсем не умею себя пиарить, хотя, наверное, это не самая правильная манера поведения, но мне уже не переделаться.

- И это логично, за режиссера должны говорить его работы. Ваш старый кинохит «Сыщик» — зрители старшего поколения до сих пор его помнят. Недавно даже услышал в какой-то рекламе крылатую фразу из него — «Не рычи». Фильм «Сыщик» относится к тем фильмам, которые канули в Лету и от них осталась только одна фраза?

— Дело в том, что кино довольно скоропортящийся продукт. Подавляющее число картин лет через десять после своего выхода поражают наивностью, неточностью, обилием ошибок. Я рассматриваю время как некое сито с расширяющимися ячейками. И по мере удаления от того или иного события, пропускная способность ячеек увеличивается, в них проваливаются всё более крупные события и произведения. Поэтому фильмов, которые сохранили истинную художественную ценность, становится всё меньше и меньше. Мои картины, включая «Сыщик», часто показывают по телевидению, мне грех жаловаться, но поскольку произошёл великий перелом в конце 80-х — начале 90-х и распад Советского Союза, то начался новый отчёт времени. Примерно, как в Советском Союзе, где до общества подспудно, но настойчиво доносилась мысль, будто вся настоящая история началась в 1917 году. Вот и сейчас на Украине многие деятели искусства, политики, культуры исходят из того, дескать, вся история Украины началась с 1991 года, что не соответствует действительности.

Снова произошёл разрыв времен, и огромный пласт советского искусства — в целом ряде произведений действительно искусства мирового значения — пока утрачен (надеюсь, хотя бы не безвозвратно). С одной стороны, это ужасно, а с другой — абсолютно безумно. Искусство — процесс непрерывный, хотя бывают скачкообразные переходы, особенно на революционных переломах.

В 1984 году вышла моя картина «ТАСС уполномочен заявить», а сегодня я показываю её своим студентам, и они спрашивают у меня: «Как вам это удавалось снимать?» И смотрят её с ничуть не меньшим интересом, чем тогда. Первый и единственный критерий искусства — есть ли там правда. Если есть, то можно и до истины докопаться. Я стремлюсь к правде, к тому, чтобы герои моих фильмов были многомерны, как в жизни. Поэтому у меня нет ни положительных, ни отрицательных персонажей, потому у меня в «ТАСС уполномочен заявить» резидента американской разведки играет самый обаятельный актёр советского кино Вахтанг Кикабидзе.

Канделаки заклеймила Кикабидзе позором за бандеровскую фотографиюГрузинская и российская журналистка, генеральный продюсер телеканала «Матч ТВ» Тина Канделаки выразила свое возмущение поведением народного артиста Грузии Вахтанга Кикабидзе, сфотографировавшегося на фоне памятника украинскому националисту Степану Бандере. Об этом она 15 февраля написала на своей страничке в Facebook

- По-моему, в «ТАСС уполномочен заявить» вообще снимались все звёзды тогдашнего советского кино. Вы через ЦК КПСС их заставили собраться в одном месте?

— У фильма очень сложная судьба, его до меня уже один раз сняли. Картина была остановлена, и меня уговаривали, чтобы я её доснял и перемонтировал, а я категорически отказывался. Тем более, в основе сценария лежала очень слабая повесть Юлиана Семёнова. Я отказывался, пока мне не рассказали, какое реальное дело легло в основу художественного замысла, и мне пришлось заново переписывать сценарий, как бы реконструируя реальные события. В этом мне очень помогли реальные участники происходивших в действительности событий — прототипы персонажей, которых играют Вячеслав Тихонов и Юрий Соломин.

Руководство так хотело, чтобы я сделал этот фильм, что согласилось с моим условием: никаких кинопроб, кого назову — тот и будет сниматься. И когда я произносил какие-то имена, они только за голову хватались. Но те, кто мне был нужен, оказывались на съемочной площадке. А поскольку эти замечательные актёры несут в себе художественную правду, то и фильм живет долго.

К сожалению, современные молодые люди воспитаны не на советском кино (я имею в виду его лучшие образцы). Американское кино воцарилось на наших экранах с начала 90-х годов, и только в последние годы российский кинематограф выбирается из кризиса. Но всё приходится начинать от нуля, и это ужасно, поскольку вкусы и предпочтения молодежи сложились под действием американского кино. Они практически не знают великого европейского кинематографа — французского, итальянского, испанского и, конечно же, плохо знают советское кино. Это как мёртвый книжный шкаф. Книги стоят на полке, но их никто не читает, а достав однажды с полки, оказываются раздавленными величием и бескрайностью этих произведений.

- В этом мутном потоке, о котором мы только что говорили, мне кажется, затерялся и ваш замечательный фильм «Пятый ангел», где присутствует сюжетная линия Харькова.

— Это очень дорогая мне работа, серьезное личное высказывание. В «Пятом ангеле» дыбом поставлены острые нравственные проблемы, связанные с теми переменами, которые переживает страна и населяющие её люди. Я не могу назвать порог или количество денег, за которыми происходит «щелчок», отменяющий в человеке всё человеческое, но абсолютно убеждён, что огромные деньги убивают человеческое в человеке. Люди, которые проработали на государственных должностях, на государственные зарплаты, а потом каким-то образом стали миллиардерами — они вошли в такую систему отношений. На каком-то этапе в них, словно коронавирус, прорастают все пороки — и это ведёт к катастрофе.

Это не значит, что все должны погибнуть, — большинство, как видим, выживает, но человеческое в людях истребляется под корень. Я на этом настаиваю, и эту картину — поскольку в ней реализуется эта нравственная программа — не повторяют и не показывают. Но она лежит в интернете, и те из ваших читателей, которые прочтут наше интервью, имеют возможность фильм посмотреть. И пусть их не пугает, что там целых 16 серий, я десятки раз слышал: что же ты со мной сделал, мол, как сел смотреть, так до конца и не смог оторваться. Я этой работой, не скрою, горжусь.

И моя последняя по времени работа — «Ниоткуда с любовью, или веселые похороны». Это последняя роль Александра Абдулова, но там ещё целая рассыпь блистательных актерских работ. Тоже очень важная для меня картина, в которой я смог высказаться на тему эмиграции.

Году в двухтысячном мы с дочкой часа четыре гуляли по Харькову, и я за всё время не встретил ни одного знакомого человека. Это стало для меня оглушающей новостью — раньше привык к тому, что даже шея болит поворачивать голову: идёшь по Сумской, все тебя знают, останавливают… А проводы на вокзале — по 150-200 человек после презентации новых фильмов! Я привозил моих коллег, они просто с ума сходили: это надо же чтобы так относились к земляку, к искусству, к кинематографу! И вдруг пустота.

И буквально через несколько дней после прогулки с дочкой я презентовал в Нью-Йорке фильм «Дом для богатых», и (ёлки-палки!) битком набитый харьковчанами зал. И мы вместе как родня, пусть и не по крови. Харьковчане — словно знак качества, знак доверия и понимания, что ты разговариваешь с человеком своей группы крови.

- Возможно, того старого доброго Харькова уже и нет?..

— Возможно, уже и нет — потому что распалась связь времён. Пришли люди с мозгами, нафаршированными ложью, ложными ценностями, отрицающими историю. Но при этом не понимающие, что выиграть на этом пути нельзя.

- Но вы же остаётесь почётным гражданином города Харькова, то есть человеком, неравнодушным к судьбам родного города. Что бы вы пожелали и посоветовали своим землякам в столь сложный момент истории?

— Прежде всего, я очень горжусь честью, которая оказана мне земляками, с огромным почтением ношу это звание. Я абсолютно убежден, что здравомыслие рано или поздно восторжествует. Под здравомыслием я понимаю единство не просто братских народов, но единство единого народа. И я желаю драгоценным землякам — даже более в широком смысле, нежели только харьковчане, но и всем украинцам — как можно скорее «стать на крыло» и начать двигаться к процветанию. Со своей стороны, как юный пионер, обещаю: готов делать всё, что в моих силах, лишь бы Украина опять расцвела.

Величайшая документальная лента в истории кино снималась в Киеве, Одессе и ДонбассеВ мировом кинематографе есть три брата, которые по странному стечению обстоятельств у себя на родине почти забыты, а за рубежом признаны столпами киноискусства. Их биографии, творчество и опыт внимательно изучают, а созданный ими документальный фильм «Человек с киноаппаратом» сегодня считается вершиной кинодокументалистики

Рекомендуем