За что в XVIII веке поляки выгоняли из Варшавы евреев

22 февраля 1775 года состоялось изгнание евреев из предместий Варшавы. А как вообще жилось евреям Речи Посполитой в XVIII веке? Согласитесь, тема очень актуальная из-за польского законопроекта, согласно которому осуждаются любые попытки говорить о том, что Польша участвовала в Холокосте (ну, на воре, как известно, и шапка горит)
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Соседи по коммуналке

В 1770-х еврейское население Варшавы было очень небольшим, всего около 5% населения (что примерно соответствует их доле в общей структуре населения Речи Посполитой: 5% от примерно 13 млн человек в 1765 году). Но оно бросалось в глаза всем, кто смотрел.

Как на самом деле относились к евреям в Польше накануне Второй мировой войныНедавно президент Владимир Путин назвал работавшего в Германии 1930-х гг. польского посла Юзефа Липского «сволочью» и «антисемитской свиньей» на основании высказываний в поддержку гитлеровских мер против евреев. с чего вообще Липский, будучи представителем польского истеблишмента, позволил себе такие высказывания

Так, уже после изгнания, где-то в 1777 году, через этот город проезжал английский дипломат Натаниэль Враксалл. Враксалл отметил диспропорцинально большую роль, которую евреи играли в общественной и экономической жизни города. 

Что характерно, важность евреев возрастала по мере удаления от «экваториальной Польши» в глубь её восточных территорий, где непосредственно поляков было сильно меньше, а львиную долю населения составляли местные восточнославянские автохтоны-крестьяне.

Ещё один англичанин, архидьякон и историк Уильям Кокс, писал о еврействе Литвы (т.е. земель Великого Княжества Литовского) как ключевом поставщике всех услуг, требующих хоть какой-то квалификации: привести почтовых лошадей, исполнить роль переводчика и пр.

Весьма интересно, что именно в Восточных кресах нередко можно было встретить евреев, занимающихся непосредственно сельским хозяйством (в польских областях евреев-земледельцев было исчезающе мало) — возделыванием земли, разведением лошадей и пр.

К началу XIX века евреи составляли наиболее значительный (после поляков, конечно же) процент населения в городах Правобережной Украины. Это, кстати, было логично: чем дальше от поляков и погромов, тем больше была экономическая и социальная свобода евреев (в 1813 году евреи составляли около трети 6-тысячного населения Житомира). В 1760-х гг., например, евреи составляли около 30% сельского населения в Волыни и аж 36% в области рядом с Киевом.

«Свинья антисемитская». Еврейский вопрос и «план Мадагаскар» в межвоенной ПольшеВладимир Путин на днях назвал посла Польши в Германии в период 30-х годов прошлого века Юзефа Липского «антисемитской свиньёй». Такую характеристику пан Липский от российского главы получил за то, что горячо приветствовал инициативу Адольфа Гитлера выслать немецких и польских евреев в Африку, а точнее, на остров Мадагаскар

Собственно, центр еврейской жизни Речи Посполитой располагался именно в Восточных кресах: в начале 1770-х гг. в огромной «основной» Польше проживало только 29% евреев этого государства — остальные проживали в Литве-Белоруссии (27%) и Украине (44%).

Нежелательные, но необходимые

Относительно привилегированное положение евреев в экономической жизни объясняется неразвитостью и чудовищным неравенством этого государства: львиную долю населения Речи Посполитой составляли бесправные крестьяне-холопы, которых нещадно угнетали находившиеся на самой вершине социальной пирамиды весьма многочисленные по европейским меркам (от 6% до 10% населения) аристократы-шляхтичи.

Евреи находились где-то посередине — шляхта, как бы это помягче сказать… не проявила себя как особенно производительный и креативный класс, сосредоточившись на следующих вещах: выжимании максимума из своих крестьян с целью получения доходов от сырьевого экспорта, политической борьбе (главным образом с целью не допустить излишнего усиления королевской власти или чрезмерного укрепления позиций наиболее крупных магнатских группировок) и войне (но после Северной войны уже в меньшей степени). 

Польские паны и «еврейский заговор». Кто жил в городах Правобережной Украины в начале XIX в.9 декабря 1804 в Российской империи было обнародовано «Положение об устройстве евреев», в котором регулировались отношения русского правительства и еврейского населения империи (в частности закреплялась «черта оседлости»). Закон интересен тем, что в нём предлагались меры по расселению евреев из сельской местности в города.

Однако даже в грубых условиях такого дикого и архаичного государства нужен был класс населения, который бы выполнял предпринимательские функции и был производителем услуг, которые были нужны правящему классу. Поэтому евреев в Речи Посполитой будет уместнее всего сравнить со свободным цветным населением Юга США эпохи до отмены рабства: полезные контрагенты, дискриминируемые правящим плантаторским классом.

При это будет полезно держать в уме то, что рост еврейского населения имел место параллельно с усилением экономического веса Польши на международной арене (сфокусировавшегося, однако, на сырьевом по сути экспорте зерна): евреи составляли всего 0.5% от населения Польши в 1500-м, но уже 3% в 1672-м, достигнув пика в 5% от населения в том самом 1775 году, когда их изгнали из Варшавы.

Возможно, такой рост еврейского населения в условиях того, что шляхте приходилось полагаться на евреев в экономическом плане, и приводил к периодическим погромам — шляхта ввиду своего культурного и политического упадка небезосновательно опасалась конкуренции с евреями.

Существует точка зрения, согласно которой в начале XVII века у еврейства Речи Посполитой был золотой век при практически полном отсутствии угнетений, и ситуация резко поменялась в XVIII веке, но это большое упрощение. Когда дело доходило до имущественных споров в суде даже в начале XVII века, то евреям очень быстро напоминали о том, какой класс в этом государстве является господствующим.

Но главным образом такое обманчивое впечатление создается потому, что это был век расширения Речи Посполитой и её относительно успешных (до середины XVII века) войн с соседями. Шляхтичи увлеченно грабили население свежеприсоединенных земель и/или были заняты войнами с соседями, не особенно заглядываясь на евреев, которые к тому же были «при деле» и позволяли развивать городскую жизнь не отличавшейся особенным уровнем урбанизации страны.

Черта оседлости. Украинские евреи и Российская империяЛюбые искусственные сложности на пути к полноценному гражданству воспринимаются как унижение и издевательство над теми, на кого они направлены. Так было всегда. И чтобы увидеть масштаб этого, взглянем на одну из самых неприглядных сторон старой российской жизни - существование черты оседлости

Но после первого раздела Речи Посполитой в 1772 году кормовая база шляхты сильно сократилась, и уже не возникало вопросов о том, за счет грабежа какой группы населения пополнять казну.

Так, в том самом 1775 году повысили налоги для евреев (в полтора раза). Изгнание же евреев из Варшавы было отчасти политической инициативой сверху, а отчасти результатом действий городских поляков. Кстати, эта история повторилась ещё раз в 1790 году.

***

Евреи в Речи Посполитой в целом проявили себя как лояльная и продуктивная община, но это никак не исправило их положения — оно даже стало хуже в XVIII веке, потому что польский политический класс привык сражаться за пирог, размеры которого не только не увеличивались, но даже сократились. Лояльным меньшинствам современной Украины следует сделать выводы из этой истории.

Рекомендуем