В американской Палате представителей большинством голосов одобрен закон о санкциях против предприятий, участвующих в строительстве газопровода «Северный поток — 2». С европейской, и в особенности немецкой, точки зрения действия США — это провокация, пишет газета Handelsblatt.
«Европейская энергетическая политика определяется в Европе, а не в США, подчеркнул в этой связи глава немецкого МИД Хайко Маас. — Мы принципиально отклоняем любое внешнее вмешательство и экстратерриториальные санкции».
В немецком парламенте тоже растет недовольство действиями США. Депутат бундестага от СДПГ Тимон Греммельс призвал американцев «перестать торпедировать проект». Йоахим Пфайффер из ХДС заявил, что решение США — это «не просто недружественный, а враждебный акт Соединенных Штатов против союзников и всей Европы».
Брюссель тоже отреагировал на американские санкции с гневом. Комиссар ЕС по торговле Фил Хоган объявил, что «ЕС принципиально против санкций в отношении компаний, которые занимаются законным бизнесом.
Эскалация спора вокруг «Северного потока — 2» может существенно осложнить европейско-американские отношения, считает Handelsblatt.
Строительство газопровода, вокруг которого разгорелось столько споров, близится к завершению. А новый американский закон де-факто блокирует деятельность в США причастных к проекту компаний, пишетFrankfurter Allgemeine Zeitung. Это возмутило многих: санкции американцев против «Северного потока — 2» сочли посягательством на суверенитет ЕС.
Представителям обеих партий удалось включить предложенный еще летом проект резолюции о санкциях в закон о бюджетных ассигнованиях на национальную оборону, регулирующий оборонный бюджет США. Теперь можно не сомневаться в том, что закон будет принят.
Авторы законопроекта, республиканец Тед Круз вместе с представительницей Демократической партии Джинн Шейхин, говорят о разрушительных санкциях против предприятий, причастных к строительству газопровода.
Скорее всего, закон будет принят еще до Рождества и вступит в законную силу после подписания президентом США Дональдом Трампом. Не ясны последствия. Результат может обернуться гонкой со временем. Пакет санкций, прежде всего, нацелен на суда-трубоукладчики. По оценкам специалистов, на завершение строительства газопровода требуется еще шесть-восемь недель. Важную роль играют погодные условия на Балтийском море.
Если закон вступит в силу еще до Рождества, то причастным к строительству предприятиям будет предоставлен срок в 30 дней для прекращения работы над проектом. Не совсем понятно, правомерны ли при этом завершающие работы по укладке трубопровода. Компания Allseas, чье судно попадает под санкции, заявила, что не собирается участвовать в спекулятивных рассуждениях.
Санкции де-факто блокируют деятельность компании в Америке, где находится дочернее предприятие по оказанию инжиниринговых услуг. Если Allseas досрочно выйдет из проекта, "Газпрому" придется искать новое судно. Это может затормозить строительные работы, но не остановить. Министерство экономики Германии сообщило, что немецкое правительство отвергает экстратерриториальные санкции США.
На эту ситуацию остро реагирует Восточный комитет немецкой экономики. «Если введут санкции, это будет прямым посягательством на суверенитет Евросоюза и роковым сигналом для предпринимаемых усилий по сохранению мира», — заявил председатель комитета Оливер Хермес.
Евросоюз располагает всеми необходимыми разрешениями для строительства «Северного потока — 2», утверждены соответствующие правила, регулирующие эксплуатацию газопровода. Попытка американцев повлиять на ситуацию — более чем недружественный акт, этот шаг может нанести серьезный ущерб трансатлантическим отношениям, построенным на взаимном уважении, подчеркнул он.
Американское правительство уже много лет борется против строительства газопровода. Согласно его доводам, Германия ставит себя в зависимость от России, наносит ущерб Украине и обеспечивает президенту России Владимиру Путину миллиардные прибыли — деньги на его агрессивную внешнюю политику.
Однако направленная в первую очередь против Германии риторика в отношении «Северного потока — 2» смягчилась. Очевидно, были приняты к сведению усилия федерального правительства по посредничеству в украинском конфликте и спасению страны от финансовых потерь.
Владимир Путин обладает талантом с помощью нескольких слов снижать напряженность острых вопросов, пишет по этому поводу Badische Zeitung. Разумеется, в пользу России. Что и произошло недавно в Сочи, где шеф Кремля принимал немецких топ-менеджеров. Говоря о политическом аспекте будущих поставок газа из России в Западную Европу через Украину, Путин заявил: «Вопрос не в территории, вопрос в экономической целесообразности». Иными словами: зачем России продолжать поставлять газ через Украину и платить пошлины? Ведь у Кремля с 2011 года есть «Северный поток», который берет свое начало недалеко от Санкт-Петербурга и выходит на берег в Грайфсвальде.
В 2018 году через этот двухниточный газопровод провели почти 60 миллиардов кубометров газа. В том же году общий расход газа в Германии составил 88 миллиардов кубометров.
В середине 2020 года добавятся еще две нити газопровода «Северный поток — 2», которые напрямую соединят Россию с Германией. И вскоре с Востока на Запад потечет более 110 млрд кубометров газа. Его хватит более чем половине Западной Европы. Голландцы, австрийцы и французы являются акционерами компании Nord Stream AG, штаб-квартира которой находится в Швейцарии. Этот расклад указывает, прежде всего, на то, что Украина больше не сможет играть в европейской энергетической монополии самостоятельную роль.
Прошли времена «холодных газовых войн», когда украинское правительство могло перекрыть газ или «отобрать» топливо из транзитного газопровода, соединяющего Восток и Запад. Так произошло в 2005-2006 годах, когда Путин после прозападной оранжевой революции захотел наказать Украину, повысив цены на топливо, — и встретил практически партизанское сопротивление. На российский диктат цен Украина отреагировала открытым нарушением договора, это отразилось и на ЕС. Прекратилось газоснабжение некоторых восточноевропейских стран, напоминает издание.
Однако благодаря «Северному потоку» общее геостратегическое положение кардинально изменилось. Перекрывать и отбирать газ стало бессмысленно. Нынешнее соглашение истекает к концу этого года, и, если ЕС не будет настаивать на продлении договоренностей, российский президент, вероятно, подведет черту и объявит о завершении транзита. Вот и весь вопрос целесообразности, который Путин затронул в Сочи.
При подготовке материала использованы переводы сайта inosmi.ru