Создание национальной авиации проходило по тому же шаблону украинизации, который применялся в пехотных частях с весны-лета 1917 года. Только в данном случае дело упрощалось тем, что большая часть императорского воздушного флота была сконцентрирована как раз на территории, на которую претендовала УНР. Там же была сосредоточена и значительная часть офицерских воздухоплавательных школ.
Однако в отличие от пехоты летчиков было очень мало. Каждый обученный пилот ценился на вес золота, поэтому фильтрации по этническому принципу, как при украинизации пехотных частей, не проводилось. Все желающие сразу же автоматически зачислялись в состав ВВС, не глядя на их происхождение.
Также помогло Киеву то, что создавать авиацию там начали уже после Октябрьской революции в России, благодаря чему офицеры гораздо охотнее вступали в ВВС УНР, не желая служить большевикам.
Однако создание украинских ВВС было существенно замедлено последовавшими событиями.
Во-первых, все внимание украинских деятелей уделялось укреплению власти Центральной рады и борьбе с большевиками. До таких тонкостей, как боевая авиация, руки просто не доходили. Во-вторых, левая часть Рады во главе с Винниченко в принципе выступила резко против создания регулярной армии. Пока шли эти разборки, ВВС продолжала существовать только на бумаге.
Де-факто формирование ВВС началось только в феврале 1918 года усилиями начальника штаба, а затем инспектора ВВС УНР Вячеслава Баранова. Будучи выходцем из донских дворян, Баранов гораздо больше симпатизировал идеям Петра Краснова и Донской республике, чем независимой Украине.
Поэтому, находясь на официальном посту в ВВС УНР, а после и в гетманате, он тайно вел переговоры с донскими казаками. А затем потихоньку начал вывозить самолеты и запчасти по подставным документам в Новочеркасск.
Попытки гетмана Скоропадского помешать ему не увенчались успехом. Немцы, которые контролировали железные дороги, не препятствовали Баранову, а сам он успел уехать на Дон, где возглавил авиацию Донской армии, а затем был заместителем начальника ВВС у Врангеля.
Вместе с Барановым из Киева на Дон ушло большое количество опытных пилотов. В том числе и один из самых известных асов Первой мировой войны Василий Янченко.
Начальником авиации сначала Украинской державы, а затем и при Петлюре был бывший подполковник императорской армии Виктор Павленко. Он не только был дипломированным пилотом, но по состоянию на февраль 1917 года отвечал и за воздушную безопасность ставки в Могилеве.
После революции Павленко начал делать политическую карьеру.
Уехал в Киев, где начал набиваться в друзья к местным политикам, выступать от имени летчиков и скоро попал в состав Украинского Генерального военного комитета. Принимал активное участие в украинизации частей Юго-Западного фронта, а после Октябрьской революции в Петрограде возглавил Киевский военный округ. Однако он вступил в конфликт с левой частью Рады и был отправлен в отставку.
Вновь вернуться на высокие посты Павленко смог только весной 1918 года, возглавив ВВС Украинской державы.
На бумаге военно-воздушные силы выглядели весьма грозно. С имперских времен на территории Украины осталось около 500 самолетов. Однако на деле все выглядело далеко не так радужно.
Самолеты традиционно поступали в распоряжение частей по железной дороге в разобранном виде. После Февральской революции их так и не стали распаковывать, а потом оказалось, что собрать самолеты уже некому. Все квалифицированные механики разбежались. Дошло до того, что Павленко пытался искать механиков среди бывших военнопленных центральных держав, но и там их не нашлось или они не пожелали служить.
Второй большой проблемой было то, что основная часть производственных мощностей осталась на территории России. Имевшиеся самолеты, простаивавшие долгое время, нуждались в постоянной замене запчастей, которых почти не было.
Поэтому де-факто в строю было всего несколько десятков машин. Да и те использовались очень редко по причине нехватки горючего и квалифицированного персонала. Попытки украинцев закупать самолеты в Австрии после окончания Первой мировой были заблокированы Антантой.
В итоге значительную часть имевшегося имущества передали Галицкой армии, у которой с механиками было чуть получше. Оставшиеся самолеты в основном использовались как связные либо для сброса пропагандистских листовок и разведывательных полетов.
Часть личного состава украинских ВВС перебежала к белым. Некоторые в конце войны перебежали к красным, как будущий супруг сестры Тухачевского Юрий Арватов, до своего расстрела успевший получить три ордена Красного Знамени. Командир одного из авиационных дивизионов УНР Константин Калинин стал известным авиаконструктором в СССР (но тоже был репрессирован).
Начальник ВВС УНР Виктор Павленко в середине 20-х годов вернулся в СССР из Польши, где были интернированы остатки украинских частей. Работал сторожем в колхозе на Кубани и умер во время голода в 1932 году.