«Украинская сторона всё время ставит вопрос: дайте нам возможность закрыть границу войсками. Я представляю, что дальше начнётся, Сребреница будет, вот и всё. Мы же видели, как президент Зеленский вёл дискуссии с националистами. Непонятно, кто там сильнее, что там произойдёт и кто ими будет руководить, этими националистами, когда они войдут на эти территории без обеспечения гарантии людям», — заявил президент Владимир Путин 10 декабря на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека.
Стоит уточнить, о чем речь. Сребреница — город в Боснии и Герцеговине, компактно населенный мусульманами-босняками в окружении сербского населения. 6 июля 1995 года армия Республики Сербской взяла город после ожесточенных боев, после чего, согласно последующим расследованиям, по разным данным от 23 до 30 тыс. женщин и детей были депортированы, мусульмане мужского пола в возрасте от 12 до 77 лет задержаны «для проведения допросов», затем около 8 тыс. из них были расстреляны.
Немаловажный момент — Сребреница была объявлена «зоной безопасности ООН», и стекавшиеся туда беженцы находились под защитой миротворческого контингента ООН, который, тем не менее, не воспрепятствовал резне. Впрочем, 600 вооруженных лишь легким стрелковым оружием миротворцев по факту ничего и не могли поделать против многочисленной и имевшей тяжелое вооружение армии боснийских сербов.
Надо отметить, что опыт балканских войн очень плотно изучается украинскими националистами. Я обратил внимание на опубликованные 9 декабря в Telegram-канала «Национального корпуса» фотографии о пребывании членов партии в большой палатке, развернутой перед Офисом президента Украины, — на одной из них лектор с указкой перед картой сербских анклавов в Косово. Под фотографией есть подпись — Ассоциация сербских общин (Zajednica srpskih opština).
Судя по опубликованной перед этим программе лектория, речь идет о прочитанной вечером 8 декабря лекции «Миротворческий контингент: опасность или спасение Украины». И думаю, иллюзий о возможностях миротворцев в Донбассе украинские националисты не питают.
Но гораздо более плотно «Национальным корпусом» изучается опыт хорватских войн против сербского меньшинства, компактно населявшего пограничные регионы — Восточную Славонию и Сербскую Краину. Тем более что с 2014 года в составе полка «Азов», в одно «азовское движение» с которым входит партия «Нацкорпус», присутствовали десятки хорватских добровольцев, кое-кто из них успел повоевать и дома в 1991-1995 годах.
Речь идет прежде всего о Денисе Шелере, который за последние годы благодаря СМИ стал на Украине широко известной фигурой, причем не только среди националистов. Как можно узнать из интервью Шелера 13 июля 2018 года на «24» телеканале, «еще в 90-х он был участником операции по освобождению захваченных сепаратистами районов Хорватии». В другом интервью с хорватским добровольцем «Азова», вышедшем 11 апреля 2018 года в «Газете по-украински», уточняется, что Шелер «16-летним стал участником войны за независимость Хорватии» и воевал уже с 1991 года под Загребом.
Интересно, что первая лекция с Шелером — она называется «Освободительная война: опыт Хорватии и Украины» — была организована не его побратимами из «Нацкорпуса», а «Образовательной ассамблеей», одним из проектов неонацистской группировки С14. Прошла эта лекция 26 апреля 2017 года в образовательном пространстве «Ассамблеи», расположенном в Голосеевском районе Киева. Вообще, столичный Голосеевский район — своего рода «вотчина» С14, здесь же в декабре 2017 года глава района назначил руководителем «Муниципальной стражи» одного из членов этой группировки, который наполнил ее своими соратниками.
Следующая лекция Шелера под таким же названием была проведена 16 декабря 2017 года в Центральной библиотеке Николаева Организацией украинок «Яворина» во главе с Аленой Колесниковой (она указана и создателем встречи в Facebook), причем присутствовали на встрече с хорватским добровольцем «Азова» активисты областного отделения «Свободы»* и молодежного отделения этой партии «Сокол». А вот про местных активистов «Нацкорпуса» нет ни упоминаний, ни фотографий.
Затем уже начались встречи с активом региональных отделений «Нацкорпуса»: 7 февраля 2018 года — в Ивано-Франковске, 24 февраля 2018-го — в Луцке. С первой из упомянутых встреч, где присутствовали и активисты других ультраправых организаций (например, «Фрайкора»), есть целый ряд репортажей на местных телеканалах, таких как Jarmart и «Общественное: Карпаты». Благодаря этому можно исчерпывающе судить о содержании мероприятия.
Пресс-релиз ивано-франковского «Нацкорпуса» действительно звучал завлекательно: «Война на Востоке — не новое явление для современного мира, сценарий ДНР и ЛНР уже давно отточен в бывшей Югославии, и сегодня успешно применяется российскими войсками в Украине. Но как на каждое действие есть противодействие, так и на каждую военную стратегию есть контр-стратегия. То, что сегодня происходит в Украине, уже давно пережила Хорватия, не только победив в войне за независимость от СФРЮ, но и став едва ли не самой успешной страной на всем Балканском полуострове. Что делал Франьо Туджман, возглавив воюющую страну, как закалялась хорватская армия, что позволило хорватам одержать победу, будучи гораздо хуже обеспеченными, и самое главное, чем так похожи сценарии сербско-хорватской и российско-украинской войн — обо всем этом расскажет Герой Украины, хорватский доброволец полка «Азов», участник войны за независимость Хорватии и член группировки ультрас Bad Blue Boys Денис Шелер».
Опыт хорватских войн против сербских анклавов изучается молодыми активистами «Нацкорпуса» по регионам, и в случае их мобилизации в Донбасс, которому ранее уже угрожал Андрей Билецкий, они будут иметь вполне определенные образцы для поведения там.
* Организация запрещена в России Верховным судом РФ.