Об этом сказал изданию Украина.ру политолог, директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов.
- Денис, как оцениваете результаты состоявшегося в Париже саммита «нормандской четвёрки»?
— В первую очередь, хорошо, что он состоялся. Это самое главное, потому что, во-первых, более трёх лет аналогичные встречи не проходили. Во-вторых, это первая очная встреча президентов Украины и Российской Федерации (Владимира Зеленского и Владимира Путина. — Ред.). И, конечно, в такой умеренный «плюс» можно занести то, что подтверждены безусловно основополагающие документы в виде «минских». Я надеюсь, что записано, потому что официального текста я не видел, но записано, что ключевыми позициями, связанными с урегулированием остаются те, о которых мы, в принципе, говорили всё последнее время — это безопасность и политический трек.
Вот теперь очень интересно будет посмотреть, как будут развиваться события в эти четыре месяца перед очередной встречей.
- На что обратили внимание, наблюдая за ходом саммита?
— Из того, что бросилось в глаза, из того, что можно выделить в рамках этой встречи, это несколько моментов. Во-первых, вопрос, связанный с границей. До мероприятия и в экспертном сообществе, и на уровне советников говорилось о том, что этот вопрос не должен вообще обсуждаться и фигурировать, потому что никаких оснований нет для того, чтобы переписывать Минские соглашения.
- И всё же вопрос границы, что говорится, фигурировал…
— Здесь надо сделать акцент на том, что среди всех четырёх сторон, которые участвуют в переговорах, только одна сторона последовательно выступает за выполнение тех соглашений, которые были подписаны, а именно — российская сторона. Мы вчера даже видели такой намёк со стороны фрау Меркель относительно того, что в принципе можно что-то там (в Минских соглашениях — Ред.) подкорректировать, видели и позицию украинской стороны, что, конечно, является совершенно неприемлемым.
Лично меня один момент не то чтобы расстроил, но, как минимум, мне казалось, что по этому вопросу можно было гораздо больше сделать.
- Какой это вопрос?
— Это вопрос разведения сил. Мы знаем, что дискутировалось достаточно большое количество точек, новых зон для разведения, но в итоге, по-видимому, остановились не более чем на трёх. А из этого следует, что будут погибать мирные люди.
И уже сегодняшний комментарий главы МВД Украины Авакова лишний раз подтверждает то, что пока Зеленский и его команда не решат вопрос с так называемыми добровольческими батальонами, которые интегрированы теперь в ВСУ и Нацгвардию, по-видимому, ожидать того, что будут серьёзные прорывы по компоненту безопасности, просто не приходится.
- И всё же, какие-то реальные плоды эта встреча принесёт? Договорились об обмене пленными, и как будто обмен уже до 31 декабря должен совершиться…
— Чем раньше, тем лучше, это для всех очевидно и всем понятно. Даже если только это произойдёт, значит, встреча прошла не зря, и необходимы будущие встречи. И это уже, безусловно, позитивный результат саммита в Париже.