Не секрет, что Украина рассматривается внешними наблюдателями как глубоко периферийная, зависимая страна, которая утратила статус самостоятельного субъекта современной мировой политики. Тем не менее, в последние годы она является глобальной болевой точкой разлома, где проявляют себя противоречия в отношениях между Россией, США и НАТО. И даже превратилась в фактор внутренней американской политики, подрывая позиции основных кандидатов от Республиканской и Демократической партий, которые еще недавно не смогли бы отыскать это государство на карте.
Эта тенденция сохраняется и сейчас, но уже в отношениях между Пекином и Вашингтоном. Американские и китайские власти постепенно втягиваются в конфликт вокруг запорожского предприятия «Мотор Сич». И хотя это всего один эпизод в нарастающей конфронтации между Поднебесной и США, судьба украинского завода вполне может довести американо-китайские отношения до критической точки. Хотя еще недавно казалось, что для этого нет совершенно никаких оснований.
Машиностроительный завод «Мотор Сич», специализирующийся на строительстве авиационных двигателей, достаточно давно оказался в сфере интересов китайской власти. Китайские корпорации Skyrizon Aircraft и Xinwei Technology Group начали скупать его акции еще несколько лет назад, сосредоточив в своих руках 75% акций компании, а затем подали заявку на концентрацию акций в Антимонопольный комитет Украины.
Главной причиной этой сделки стала «революция достоинства» и война на Донбассе с последующим разрывом экономических связей между запорожским предприятием и его бывшими российскими партнерами в авиатехнической отрасли. Украинские власти запретили руководству «Мотор Сич» поставлять свои авиадвигатели в РФ, и в этих условиях компании пришлось пойти на сделку с Китаем, который видел в ней возможность глубокой модернизации своей авиационной промышленности.
«В результате конфронтации с Россией «Мотор Сич» осталась отрезанной от традиционного рынка сбыта своей продукции. И неудивительно, что руководство компании нашло партнера в лице Китая, который активно интересуется авиационными технологиями из стран бывшего СССР. Ежегодный рост военного бюджета КНР сопряжен с возрастающим экономическим потенциалом страны. Как и в случае США, военная мощь Китая становится проекцией его экономического роста и глобального торгового влияния. Покупка китайской компанией украинской «Мотор Сич» рассматривается в Поднебесной как важный шаг в стратегии развития ВВС страны, где реализуется программа обеспечения армии новыми истребителями пятого поколения», — рассказывает об этом украинский эксперт Роман Губриенко.
Однако украино-китайская сделка вызвала острую обеспокоенность в Вашингтоне, который начал предпринимать беззастенчивые попытки вытеснить китайцев с уже приобретенного их компаниями завода. При этом атака на «Мотор Сич» разворачивалась на самом высоком уровне. Так, накануне своей отставки в Киев приехал помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, который лично обсуждал с Владимиром Зеленским вопрос запорожского предприятия, настаивая на том, что стратегически важный завод не стоит отдавать под контроль Пекина. На это немедленно отреагировал посол КНР в Украине Дай Вэй, заявляя, что Болтон «высказался в недружественном ключе относительно сотрудничества между Китаем и Украиной». Украинские власти тут же послали на предприятие проверку из СБУ, наглядно показывая, что они чутко прислушиваются к рекомендациям старших американских братьев.
То, что происходило потом, больше напоминало скоординированный рейдерский захват «Мотор Сич», в котором открыто участвовали высокопоставленные представители США. На предприятии побывали основатель крупнейшей американской частной военной компании Blackwater (Academi) Эрик Принс, поверенный в делах посольства США в Киеве Билл Тейлор и старший советник Пентагона по оборонной промышленности Украины Дональд Винтер. Все они оценивали производственный и научно-технический потенциал запорожского завода и, судя по всему, усмотрели необходимость торпедировать фактически состоявшуюся сделку с Китаем, чтобы в Пекине не получили разработки в области авиатехнологий, включая производство двигателей для самого большого в мире военно-транспортного вертолета на базе Ми-26.
Вскоре после этого Владимир Зеленский назначил своим внештатным советником юриста Эндрю Романа Мака, который, по мнению украинских СМИ, должен непосредственно курировать ситуацию вокруг «Мотор Сич». Как считают наблюдатели, США будут добиваться от Антимонопольного комитета Украины отмены сделки с Китаем, мотивируя это «национальными интересами страны», которые являются в данном случае национальными интересами Вашингтона. К примеру, украинские власти могут принудительно национализировать предприятие с выплатой символических компенсаций его владельцам и китайским компаниям. А это автоматически лишает запорожский завод будущих перспектив, обрекая его на уничтожение, подобно всем остальным гигантам украинского машиностроения, которые прекратили свою работу после 2014 года.
«Авиационная промышленность КНР разрабатывает модели тяжелых транспортных, а также ударных и разведывательных вертолетов, способных вести борьбу с надводным и подводным флотом противника. Китайские производители проводили активную работу по созданию вертолетного двигателя «Вочужан», но его технические показатели оказались хуже зарубежных аналогов. Поэтому приобретение «Мотор Сич» могло бы стать для Китая ключевым драйвером для развития авиапромышленности. Так что вполне очевидно, что это вызывает обеспокоенность со стороны официального Вашингтона. Предлагая купить «Мотор Сич», Китай приглашает Украину стать младшим партнером в одном из важнейших производственных секторов своей экономики. Безусловно, это не самое лучшее предложение для обладателя уникальных авиастроительных технологий. Однако американское вмешательство, направленное против сделки с китайцами, однозначно обрекает украинскую компанию на постепенную деградацию и уничтожение. В условиях отсутствия рынка сбыта для продукции других перспектив у отечественного машиностроителя попросту нет, а наработанные в СССР технологии быстро устаревают и вскоре не будут интересовать покупателей», — говорит об этом Роман Губриенко.
Китайские власти ожидают развития этих событий и наверняка готовят на них свой ответ. Гипотетический срыв сделки по «Мотор Сич» может поставить под вопрос полноценное сотрудничество Киева и Пекина, который будет рассматривать украинское правительство как зависимую и недоговороспособную сторону. Но вместе с тем это станет очередным эпизодом военно-политического и торгового соперничества между Китаем и США, рискуя окончательно рассорить великие державы, играющие в «чапаева» на сломанной доске украинского государства.