Стоит заметить, что украинское руководство ведет переговоры о возможности открытия Фондом новой трехлетней программы расширенного финансирования EFF на $5-6 млрд уже не первый месяц. В сентябре Киев уже посещала миссия МВФ, которая впоследствии сообщила о «планах продолжить дискуссию», иными словами, констатировала факт невыполнения Киевом поставленных Фондом условий для получения финансовой помощи.
По мнению МВФ, для выдачи транша Киеву нужно принять рекомендованные меры в денежно-кредитном, налогово-бюджетном и финансовом секторах, а также провести реформы, направленные на усиление верховенства права и наращивание экономического роста. Однако главным требованием, впрочем, не артикулированном открыто, является устранение влияния олигарха Игоря Коломойского на финансово-экономическую политику украинского государства.
Впрочем, об этом открыто рассуждают и некоторые экономисты. Так, украинский финансовый аналитик Сергей Фурса полагает, что миссия МВФ закончилась безрезультатно именно по причине негативного влияния на президента скандального олигарха.
«Миссия оказалась невыполнима в очередной раз. Миссия МВФ улетает из Украины без достижения договоренностей о новой программе. И это уже неординарное событие. Дважды подряд миссия Фонда прилетает в Украину и дважды подряд не может достичь договоренностей. И это пугает. Потому что если уже второй раз подряд украинская власть не может убедить миссию МВФ в своей преданности реформам, то это означает, что может случится и третий. И это означает, что уверенность рынков может пошатнуться. Та самая уверенность, которая, в том числе, сделала гривну такой сильной в этом году. Та уверенность, которая базируется на убеждении, что здравый смысл всегда победит и украинская власть понимает, как критически важно сотрудничество с МВФ.
Что снова стала на пути сотрудничества? Вернее, кто? Имя, которое нельзя называть. С фамилией Коломойский. Миссия МВФ покинула Украину в прошлый раз с простым месседжем. Украинская власть должна доказать, что не будут перейдены ключевые красные линии. Это договоренности с Коломойским и независимость центрального банка. Украинская власть не доказала», — подчеркивает Фурса.
Финансовый аналитик напомнил, что, когда миссия МВФ вторично приступила к работе на Украине, Игорь Коломойский устроил показательную демонстрацию силы через интервью, угрожая забрать «Приватбанк» назад, что подтвердили судебными решениями подконтрольные ему суды.
«В результате миссия уезжает. В результате рейтинговое агентство Moody's не повышает рейтинг Украины, как все ожидали, оставляя его на очень низком уровне. И это результат провала переговоров. В результате рынки получили сигнал. Программы МВФ в этом году не будет. Программа МВФ в принципе под угрозой. И рынки видят, что Зеленский не готов на конфликт с Коломойским, даже когда под угрозой оказывается макроэкономическая стабильность Украины», — заключает эксперт.
По мнению Сергея Фурсы, Владимир Зеленский должен принять решение: что ему важнее —мир с Коломойским или экономическое будущее Украины.
«МВФ готов к сотрудничеству. Но не готов поддерживать страну, в которой правит бал олигарх. И пока президент позволяет ему править, миссии так и останутся невыполнимыми», — подытожил он.
Не видит позитивных перспектив для экономики Украины при разрыве сотрудничества с МВФ и израильский политолог Соломон Манн. Он убежден, что вполне вероятный при таком сценарии дефолт не только губителен для украинской экономики — он, в отличие от таких стран, как Аргентина или Греция, никаких проблем не решит даже на короткое время.
«Прежде всего нельзя не сказать, что слово «дефолт», конечно же, вовсе не означает «смерть». Многие страны объявляли дефолт и даже не раз. Например, Аргентина, которая собирается это сделать вновь. И в «аналитике» украинских «экономистов» часто мелькает эта страна как обоснование того, что дефолт — это, дескать, вполне разумно. Спешу разочаровать тех, кто так думает: Аргентина несравнима с Украиной…
Для нее (Украины. — Ред.) с ее неразвитым частным сектором, четвертью рабочих мест граждан в бюджетном секторе, гигантским дефицитом платежного баланса и нерабочим банковским сектором дефолт будет означать самую настоящую катастрофу национальной экономики», — убежден израильский политолог.
Соломон Манн указывает, что у Украины огромный дефицит валютной ликвидности, и это может сыграть роковую роль в крахе экономики и финансовой системы страны.
«Наличие долларов в платежной системе страны обеспечивают только займы. При этом не стоит себя обманывать, надеясь на иностранные вливания в ОВГЗ. Если Украина объявит дефолт, эти деньги начнут массово из Украины выводить. Восстановить ликвидность массовыми заимствованиями на внешнем рынке, имея за плечами дефолт, и вовсе невозможно. Ни одна площадка в мире не станет размещать у себя украинские бонды, если МВФ объявит об украинском дефолте. Не надо забывать, что и Аргентине в конце концов приходится платить долги: нет ни одной страны мира, обманувшей МВФ, — рано или поздно платить придется. Так что дефолт не только губителен для украинской экономики — он в добавок ко всему никаких проблем не решит даже на короткое время», — убежден он.
При этом он обращает внимание на крайне уязвимую структуру валютных резервов Украины.
«Структура резервов Украины такова: из 21,4 млрд долларов резерва в наличной или ликвидной форме, которую вообще можно как-то использовать, — лишь 2,6 млрд долларов, причем более 1 млрд долларов из них — это депозиты в международных банках, которые при дефолте вполне могут и заблокировать. Львиная доля ресурсов — 17,5 млрд — это ценные бумаги, которые просядут сразу же, как только дефолт будет объявлен. Продать их сразу, как и монетарное золото на сумму 1,2 млрд долларов, невозможно, а по мере продаж будет не менее 10% потерь. Не сомневаюсь, что сразу после дефолта консорциум кредиторов Украины сделает все возможное, чтобы заморозить в свою пользу зарубежные украинские активы», — написал он на своей странице в соцсети.
При этом Манн уверен, что в завершение экономических проблем при гипотетическом объявлении дефолта могут последовать и неприятные для Киева политические решения в виде замораживания или отмены безвизового режима для украинских граждан.
«Потому мое мнение: дефолт объявлять Украине нельзя ни под каким видом. Надо встать на колени перед МВФ, но не позволять произойти дефолту», — считает Соломон Манн.
В то, что команде Зеленского все же удастся договориться с МВФ, не верит и украинский журналист Вячеслав Чечило, предрекая сразу вслед за экономическим и глубокий политический кризис действующей власти.
«Есть три версии того, почему у новой власти не клеится сотрудничество с МВФ. Или, попросту говоря, почему МВФ не дает ей денег.
Первая версия — МВФ требует разрешить продажу земли иностранцам и проведения ряда ультралиберальных реформ. Вторая — МВФ требует «тушку» Коломойского и реальной борьбы с коррупцией и олигархами. Третья — МВФ требует все это сразу.
Разные политические группы, понятно, акцентируют внимание на том, на чем выгодно акцентировать именно им. Но на самом деле не имеет большого значения, что именно из этого требует МВФ. Потому что выполнение любого из этих требований погрузит Украину в политический кризис. А срыв сотрудничества с Фондом с большой долей вероятности будет означать дефолт и… политический кризис», — убежден Чечило.
Общий лейтмотив большинства рассуждений пользователей соцсетей сводится к одному непреложному выводу: МВФ больше не намерен идти навстречу украинской власти и давать многомиллиардные кредиты, так сказать, авансом. Теперь руководители Фонда жестко настаивают на неукоснительном соблюдении Киевом всех предварительных требований, и только после того как убедятся в этом, могут пойти на заключение соглашения о новом этапе сотрудничества.
То, что политика «наибольшего благоприятствования» для Украины со стороны МВФ исчерпана, понятно всем, и, как сказал израильский политолог Соломон Манн, Украине осталось одно — «встать на колени перед МВФ, но не позволять произойти дефолту», что, безусловно, и произойдет уже в ближайшее время.