Тема слушаний — «Журналистика не преступление: дело об экстрадиции Ассанжа».
В апреле 2019 года гражданин Австралии Джулиан Ассанж был лишен убежища в посольстве Эквадора в Лондоне, арестован британской полицией и отправлен в тюрьму Белмарш. Правительство США предъявило ему обвинение по Закону о шпионаже 1917 года за публикацию в 2010 году на сайте WikiLeaks и в ряде крупнейших мировых изданий документов правительства и Госдепа о военных преступлениях США в Ираке и Афганистане, сговоре правительства с частными корпорациями и вмешательстве Штатов во внутренние дела других стран.
С приветственным словом выступила член ирландской партии Independents4change и депутат Европарламента Клэр Дейли.
— Дело Ассанжа — самый вопиющий случай давления на свободу слова нашего поколения, — заявила она. — Австралийский журналист преследуется Великобританией по запросу об экстрадиции со стороны США за публикации в Великобритании. Его судебное преследование и экстрадиция представляют серьезную угрозу гражданским свободам и правам человека.
Клэр Дейли призвала европарламентариев организовать мониторинг судебного заседания по вопросу экстрадиции Ассанжа, которое состоится в феврале.
Баскский политик, экс-депутат парламента Наварры и член Европейского парламента от Испании Пернандо Баррена констатировал факт, что журналистика и свобода слова всегда являются одними из первых жертв любого открытого конфликта, а журналисты слишком часто становятся жертвами политических преследований.
— Мы хорошо это знаем в контексте баскского конфликта, — сказал он.
Также Баррена обратил внимание на то, что в эпоху цифровых технологий проблемой свободы прессы становится и проблема безопасности данных.
Дэвид Грин, директор по гражданским свободам в Electronic Frontier Foundation, напомнил, что закон, по которому судят Ассанжа, 100-летней давности и никогда не использовался против журналистов. Тот факт, что обвинение выдвинули именно по этому закону, знаменует коренные изменения в защите прав журналистов в США.
— Закон о шпионаже говорит о национальных интересах, но их классификация слишком широка. WikiLeaks не единственное издание, которое опубликовало эту информацию. Она была расценена как важная информация общественного значения, а прокуроры в обвинительном акте пытаются представить ее как секретную. Нет доказательств, что Ассанж что-то взламывал, а использование jabber для передачи данных или удаление журналов для защиты своих источников не являются преступными действиями, — заявил Грин.
Он убежден, что правительство США нарушило 100-летний общественный консенсус в вопросе о том, что Закон о шпионаже не может применяться к журналистам.
Евродепутат от Ирландии Люк Флэнаган заявил, что такое грубое поведение со стороны Великобритании и США в отношении Ассанжа надо понимать как способ давления на журналистику и психологическую пытку, в результате которой жизнь журналиста находится в опасности.
Крайне важным было выступление специального докладчика ООН по пыткам Нильса Мельцера.
— Если ветви власти вступают в сговор, нам нужна свободная пресса для информирования людей, — заметил он. — Государства могут иметь веские основания для конфиденциальности, но в условиях демократии это должно быть оправданно. Для того чтобы демократия работала, необходима свобода журналистской деятельности.
Мельцер напомнил, что Национальный комитет Демократической партии США (DNC) в этом году пытался подать в суд на Wikileaks и потерпел неудачу. Суд признал всю опубликованную сайтом информацию защищенной 1-й поправкой к Конституции США. Поэтому суть предъявленных Ассанжу обвинений неясна. Не подлежат сомнению вскрытые им нарушения прав человека, военные преступления и коррупция в правительстве Соединенных Штатов. Вместо того чтобы заниматься расследованием вскрывшихся преступлений, власти США преследуют журналиста. В мае 2019 года Мельцер вместе с двумя врачами посетил Ассанжа в тюрьме Белмарш и пробыл у него 4 часа.
— Все симптомы длительного воздействия психологической пытки и бесчеловечного обращения налицо, — сказал он.
Отметив, что Ассанж разоблачил множество преступлений, совершенных правительствами США и Великобритании, евродепутат и модератор слушаний Мик Уоллес представил экс-министра иностранных дел Австралии Боба Карра, который выступил по интернет-связи.
— Все говорят о том, что делает правительство Индии в тюрьмах Кашмира, что делает правительство Китая в тюрьмах Синьцзяна. А что делают США? Есть ли у нас право знать? Есть ли у нас право знать, что в ходе иракской войны, которая была развязана без резолюции Совбеза ООН по недоказанным обвинениям в наличии оружия массового поражения, американские военные с вертолета расстреляли мирных жителей и это было записано на видео? Мы имеем на это право.
Боб Карр убежден, что общество становится только здоровее, если такие вещи становятся известны. Он показал имеющийся у него документ 2010 года, в котором Министерство обороны Австралии официально утверждает, что публикации Ассанжа не нанесли никакого вреда ни участвовавшим в военной операции в Афганистане австралийцам, ни их афганским союзникам, ни собственности австралийского государства. Его публикации не содержат никаких существенных деталей операции, которые не были бы уже опубликованы. Однако в обвинении говорится о том, что они нанесли вред австралийским войскам и содействовали пропаганде талибов.
— Итак, нет доказательств не только гибели людей, но и вообще угрозы их жизни вследствие выхода этих материалов. На месте правительства Австралии я бы сказал американцам, что да, мы союзники, но экстрадиция нашего гражданина в США создаст очень опасный прецедент, который проблематизирует право на свободу прессы. Австралийское правительство должно защитить своего гражданина, а британские власти — подумать о последствиях возможной гибели Джулиана Ассанжа в их тюрьме строгого режима.
Трогательным было выступление пожилого отца Ассанжа Джона Шиптона.
— Джулиан на прошлом заседании суда с трудом вспомнил свое имя и дату рождения. Его в тюрьме бросили в карцер, очень сильно психологически давят, — сообщил Шиптон.
Он пояснил, что публикации Джулиан делал в Европе, его офис был в Европе, весь персонал тоже европейский. Если даже он и совершил какое-то преступление, то точно не на территории США. Поэтому это дело Европы, а Америка совершает преступление, требуя его экстрадиции.
Генеральный секретарь Международной федерации журналистов (МФЖ) Антони Белланже назвал арест Ассанжа, члена австралийского филиала МФЖ и Союза средств массовой информации, развлечений и искусств (MEAA), попранием свободы прессы и международного права. Белланже пообещал обратиться с запросом к комиссару Совета Европы по правам человека Дуне Миятович на предмет соответствия ареста Ассанжа и его возможной экстрадиции в США критериям Конвенции о правах человека.
— Распространение документов или информации, представляющей общественный интерес, не может считаться преступлением. Его единственным преступлением было осуждение злодеяний других людей, зверств, совершенных в Ираке и Афганистане, — считает Белланже.
Генсек МФЖ призвал европарламентариев, представителей ООН и правозащитников продолжить борьбу за демократию, каковой является борьба за свободу журналиста Джулиана Ассанжа.