Осень 2014 года
Громко! Всю ту первую военную осень в Донецке было громко и страшно. На деревьях ржавели листья, вузы разделялись на две части, одна оставалась в Донецке, вторая отправлялась скитаться в украинские города (Винница, Красноармейск, Красный Лиман), шли ожесточённые бои за аэропорт. Своими воспоминаниями о той осени со мною поделился заместитель председателя Союза писателей Владислав Русанов: «У кого как, не знаю, а у меня то время отложилось в памяти не подробностями отдельных дней, а сплошным потоком. Вот есть понятие осень 2014-го, но она не дробится на конкретные даты. Как говорится в военных сводках, «враг на подступах к городу». Идут обстрелы — Куйбышевский, Петровский, Киевский, Кировский районы. Прилетает достаточно близко к центру. Например, каких-то несколько сот метров от городских ставков. Поговаривают о возможном штурме со стороны Марьинки…»
И в эти дни Владислав Русанов узнаёт, что Фёдор Березин (известный писатель-фантаст, служивший на тот момент помощником военного коменданта Донецка) получил бумагу от главы Республики с разрешением занять помещение по адресу: бульвар Пушкина, 30а. Раньше оно принадлежало Донецкому отделению Национального Союза писателей Украины. Теперь там решено разместить Союз писателей Донецкой Народной Республики.
«Через пару дней у нас проходило заседание Клуба любителей фантастики Донецка в библиотеке им. Н.К. Крупской, — вспоминает Русанов, — после заседания мы отправились на Пушкина, 30а, провели заседание под запись на камеру, где согласовали намерения о создании писательской организации ДНР. Я очень хорошо помню всех, кто присутствовал тогда в конференц-зале: Фёдор Березин, Александр Горбов, Михаил Бубякин, Екатерина Булах, Олег Измайлов, Георгий Савицкий, Алексей Хрящёв, Никита Дмитренко, Игорь Маслов. Ну, и я, само собой… Хочу заметить, что в нынешнее время появилось очень много людей, которые, как выясняется, стояли у истоков Союза писателей ДНР. Верно, потом нам помогали многие, но именно перечисленные мною могут считаться в числе основателей!»
Точная дата
А вот точной даты Союза писателей ДНР, как позже выяснилось, никто не записал. «Как-то не задумывались мы тогда о том, что придётся праздновать всякие юбилеи, — говорит Русанов, — да и не было полной уверенности, что получится с регистрацией писательской организации, а работать нелегально не хотелось. Тогда мысли были заняты другим!» По записям в одной известной социальной сети Владислав позже восстановил, что обратился через интернет к литераторам Донбасса с призывом присоединяться к Союзу писателей 8 ноября 2014 года. Это было вечером после того самого первого заседания. «Таким образом, я думаю, датой создания СП ДНР можно считать 8 ноября. Если, конечно, историки не внесут свои коррективы», — считает Русанов.
Первая военная зима
Ваша покорная слуга присоединилась к Союзу писателей 15 ноября 2014 года, ровно через неделю после первого заседания. Помню, что нам всем тогда было очень тяжело, но как-то невероятно духоподъёмно, работали не за страх, а за совесть, никто ни с кем ничем не мерился: ни публикациями, ни стихотворениями, ни регалиями.
«Это было увлекательное время, — вспоминает Русанов, — после того как к нашему «костяку» присоединились несколько поэтов и бардов, Союз писателей заявил о себе перед широкой общественностью циклом музыкально-поэтических вечеров «Донецк литературный». Хотя… Какие вечера? Собирались днём, чтобы успеть доехать домой, пока ещё ходит городской транспорт. Просто мероприятие красивее назвать вечером, чем утренником».
Поэты читали стихи, барды пели. Союз писателей приглашал ребят-музыкантов из училища культуры для музыкальных вставок между выступлениями. Зрителей тогда приходило очень много, небольшой зал едва мог вместить всех желающих. Люди жались друг к другу, хотелось ощущать рядом локоть живого человека. Думали так: «Вот читаем мы стихи сейчас, песни поём, значит, мы живы, и город будет жить!»
Времена не выбирают
«Иногда гас свет — скачки напряжения на подстанции из-за обстрелов ВСУ, — вспоминает Владислав, — если бы мы открывали окна, то могли бы очень хорошо слышать канонаду». От Союза писателей до Донецкого аэропорта можно пешком дойти за час-полтора. Немного позже от многоавторских концертов мы перешли к сольным и дуэтным, когда бард и поэт выступают по очереди. Последняя схема и сейчас весьма в чести в Донецке. Провели два творческих вечера прозаиков — Фёдора Березина и Георгия Савицкого. Именно тогда же члены Союза писателей начали ходить по вузам, школам, библиотекам.
В январе 2015-го состоялась встреча в Луганске, куда как раз в то же время прибыли представители Союза писателей России. Эту встречу можно считать первым кирпичиком в доме дружбы трёх писательских организаций — ЛНР, ДНР и РФ. Дом этот строится до сих пор!
Весна 2015 года
Весной 2015 года появились первые публикации гражданской поэзии Донбасса не в отдельных номерах СМИ и не в интернете, а в виде книги. Вернее, книг.
Ещё осенью 2014 года главный редактор издательства «Edit» Наталья Чернецкая начала собирать в соцсетях тексты о войне в Донбассе, поводом же к созданию сборника послужило трагическое событие — артобстрел транспортной развязки 22 января 2015 года в районе Боссе, в результате которого погибло 15 человек, а 20 были тяжело ранены. В книге много известных авторов из России. Например, Юнна Мориц, Юрий Поляков, Александр Вулых, Вадим Степанцов и другие. Попали туда и наши местные поэты, составившие впоследствии гордость Союза писателей.
Презентация сборника, названного «Мой город охрип от молитв», состоялась в апреле 2015-го. С тех пор он по праву считается первым сборником гражданской лирики Донбасса. «Название сборника «Мой город охрип от молитв» говорит само за себя, — говорит Наталья Чернецкая, — в 2014-2015 годах мы действительно все уповали на Бога и молились! Это был период самых жестоких обстрелов и бомбёжек Донецка. Каждый как мог! И даже если кто-то не мог, все равно молился… До хрипоты, надеясь, что Он услышит и спасет! Я живу в районе Боссе уже больше 20 лет. И в то страшное утро вполне могла оказаться на остановке. Мой дом находится в 300 метрах от эпицентра взрывов. Это очень страшно, когда ты не знаешь, где упадет следующая мина. Ты беззащитен. 22 января 2015 года на месте обстрела прошёл митинг-реквием в память о погибших мирных людях. Мороз был около минус двадцати. Народу — море. Слёзы текли по щекам и замерзали, потому что их не вытирали. Мы все слушали Александра Захарченко и рыдали — женщины, мужчины, дети, старики. Мы были одним целым, объединившимся вокруг огромного горя, пришедшего на нашу землю».
В тот день, идя домой с митинга, Наталья Чернецкая приняла решение создать сборник, куда войдут работы не только поэтов-профессионалов, но и, как говорят, авторов из народа. До этого несколько месяцев она собирала стихи, высказывания, эссе, которые заставляли рыдать даже самых равнодушных. Материал был почти готов! Его надо было только оформить в сборник, добавить нескольких авторов, списаться с некоторыми, чтобы получить разрешение на публикацию. Печатался сборник в очень сложных условиях: отключения света, без отопления, технику Наталья и её команда накрывали старыми одеялами, принесёнными из дома, работали на остатках расходных материалов, потому что о ни о каких поставках речи тогда не шло. Город каждый день и каждую ночь обстреливали. «Эта книга — крик души, — делится со мною Чернецкая, — попытка рассказать о том ужасе, который мы переживали в то время и переживаем уже шестой год. Без слёз эту книгу читать я до сих пор не могу!»
«Мой город охрип от молитв» трижды переиздавался. Книга разлетелась по разным странам — Россия, Беларусь, Казахстан, Канада, США, Венгрия, Израиль и т.д.
Час мужества
Весной 2015 года полным ходом шла работа над подготовкой ещё одного сборника. По инициативе Фонда «Русский Мир» и его руководителя Вячеслава Никонова был собран сборник «Час мужества», изданный в Москве в мае 2015 года. Туда вошли стихи 33 поэтов, проживающих в ДНР и ЛНР, а также российских поэтов, имеющих тесную связь с Донбассом.
«Конечно, сейчас можно много ругать эти сборники, — говорит Русанов, — мол, далеко не все поэты попали под обложку. Да и сразу после выхода «Часа мужества» на меня как на одного из редакторов-составителей обрушились обиженные — почему нас не позвал. Почему не позвал? Потому что… Не бывает сборников, которые удовлетворили бы всех. И читателей, и писателей, и литкритиков. Многие из тех, кто критикует сейчас нашу работу, готовы были, отработав полный рабочий день, вернуться домой и заниматься отбором текстов для книги, которую задумали (и выпустили!) в кратчайшие сроки? Спать два-три часа в сутки? Выслушивать претензии, начинавшиеся уже тогда, ибо поэты — народ обидчивый? Но, как бы там ни было, эти два сборника надолго определили формат литературы о Донбассе».
Пушкина, 30а
Когда Союз писателей «повзрослел», прирос большим числом талантливых авторов, возникла идея выпускать альманах. Споров о том, как он будет называться, с какой периодичностью будет выходить, по какому принципу будет осуществляться наполнение шло много. «В конце концов, сошлись на названии «Пушкина, 30а», — говорит Владислав Русанов, — заодно и реклама местоположения Союза писателей. Самый первый альманах решили собрать из прозы. Просто у поэтов имелось куда большее пространство для самореализации — прозаик же не будет читать вслух свои тексты перед гостями. Второй номер, чтобы не обижать поэтов составили из стихотворений. Даже председатель Правления СП ДНР Фёдор Березин дал несколько текстов».
Третий собрали из текстов участников конкурса «Поэзия объединяет», который проводился Союзом писателей при поддержке одного из министерств Республики, и членов жюри. Четвёртый, экспериментальный, получился двухтомным, солидным. В нём проза и поэзия чередуются, дополняя друг друга, и выстраиваясь в сложную схему, повторяющую историческую застройку Донецка — линии и проспекты. Они образуют тематические кварталы, в которых и живут герои произведений наших авторов.
Отчёт за первую пятилетку
Очень сложно представить на суд читателей подробный отчёт за пять лет существования Союза писателей. Просто он растянется на несколько десятков страниц и систематизация достижений займёт слишком много времени. В состав СП ДНР за это время вошли десятки авторов, многие из которых пишут на уровне, которые отвечает требованиям российских издательств. У членов СП ДНР выходят книги, как в Донецке и Луганске, так и в Москве, Санкт-Петербурге, Орле, Севастополе и других города РФ. Членов Союза писателей регулярно приглашают публиковаться в российских газетах, журналах, альманахах, тематических сборниках. Несколько членов СП ДНР приняты в Союз писателей России, что только укрепило наши дружеские связи. К нам в гости приезжают именитые писатели России, но и наши авторы посещают литературные фестивали, ассамблеи, книжные выставки в Москве и других городах, побеждают в российских литературных конкурсах.
Наши авторы желанные гости в учебных заведениях Республики и учреждениях культуры. Их приглашают на телевизионные и радиоканалы, в том числе и российские. Есть, конечно, определённые трудности, но о них совсем не хочется вспоминать в пятилетнюю годовщину. Сейчас в Союзе писателей уже больше ста членов и несколько десятков кандидатов в члены СП ДНР. В кандидаты принимаются литераторы, обладающие определённым творческим потенциалом, но, в силу тех или иных причин, не имеющие публикаций на бумажных носителях.
Большое количество членов Союза писателей объясняется тем, что к нам за эти годы вступили многие писатели из России. Например, Юнна Мориц — почётный член СП ДНР. Состоят в СП ДНР члены СП России Сергей Котькало, Андрей Соболев, Дмитрий Дарин, Сергей Соколкин. Совсем недавно, во время Республиканского фестиваля фантастики «Звёзды над Донбассом», в Союз были приняты известные фантасты — Сергей Волков, Дмитрий Байкалов, Александр Конторович и Юрий Бурносов. Так же в Союзе писателей ДНР состоят известный писатель и философ Вадим Кирпичёв и заместитель генерального директора издательства «Яуза» Алексей Махров, члены Союза писателей Республики Крым Андрей Чернов и Валерий Смирнов. И многие другие.
Быть членом Союза писателей ДНР стало почётно! И именно в этом и состоит самая большая победа Союза писателей Донецкой Народной Республики, наш Союз признан в России, у нашего Союза за пять лет появилось огромное количество друзей. И, кажется, я не ошибусь, если скажу, что по количеству упоминаний в СМИ СП ДНР давно обогнал и перегнал старый украинский Союз писателей. И не просто перегнал, а, не жалея сил, куёт победу на информационном и литературном фронтах.