С тех пор как процедура импичмента стала официальной, все показания свидетелей, которые уже выступили за закрытыми дверями, будут преданы огласке, а следующие заседания пройдут в открытом режиме.
Быть или не быть: соратники Порошенко спорили, нужно ли Украине лезть во внутреннюю политику США
4 ноября специальный комитет по разведке Палаты представителей опубликовал стенограмму показаний бывшего посла США на Украине Мари Йованович, которые она дала 11 октября в закрытом режиме.
По словам дипломата, все члены украинского правительства знали, что Рудольф Джулиани — это адвокат президента США Дональда Трампа, а некоторые пытались установить с ним контакты, преследуя собственные цели. По её словам, бывший генеральный прокурор Украины Юрий Луценко хотел через Джулиани выйти на американского лидера.
«Надо помнить, что всё это было во время президентских выборов на Украине. И для президента Порошенко цифры складывались не слишком хорошо. Так что, я думаю, всегда была надежда, что президент Трамп поддержит кандидатуру президента Порошенко. Этого хотел президент Порошенко. Я думаю, что Луценко надеялся, что, может быть, в результате того, что он предоставит информацию, которая интересует Джулиани, возможна будет поддержка», — рассказала Йованович.
В июле 2019 года журналисты американского издания BuzzFeed сообщили, что иммигрант из СССР Лев Парнас и его другтакой же иммигрант Игорь Фруман, имеющие гражданство США, рассказали, как выступили посредниками между украинской и американской сторонами. Согласно полученной информации, мужчины в январе 2019 года организовали встречу Джулиани с Луценко, который тогда ещё возглавлял ГПУ. В Нью-Йорке украинский чиновник передал адвокату президента США документы, подтверждающие заинтересованность посольства США на Украине в победе кандидата от демократов Хиллари Клинтон на президентских выборах-2016, а также сообщил, что американская дипмиссия в Киеве требовала от НАБУ записи «чёрной бухгалтерии» Партии регионов о передаче миллионов долларов политтехнологу Полу Манафорту, руководившему предвыборным штабом Трампа. Позже Луценко и Джулиани встречались в Варшаве, после чего ещё действующий генеральный прокурор сообщил, что передал Вашингтону информацию, чтобы оказать содействие официальному расследованию.
Впрочем, рассчитывать, что Трамп поможет Порошенко переизбраться на второй срок было довольно опрометчиво со стороны Луценко. Хотя бы потому, что ещё в 2016 году нынешний хозяин Белого дома обвинил украинские власти и украинских дипломатов в сговоре с Демократической партией для сбора компромата на него с целью дискредитировать его и выбить из борьбы за президентский пост. Ну и что, что Порошенко потом согласился втридорога закупать уголь из Пенсильвании вместо более доступного донбасского или российского. Бизнес — ничего личного: Трамп, прежде всего, предприниматель и привык руководствоваться коммерческой выгодой. Так и в этой ситуации — подписав контракт на поставки угля на Украину, он и американский бюджет пополнил, и выполнил своё предвыборное обещание — создал новые рабочие места.
При этом министр внутренних дел Украины Арсен Аваков, как рассказала в Конгрессе Йованович, считал, что украинскому руководству не нужно сближаться с адвокатом президента США.
«Он сказал мне, что Джулиани пытался связаться с ним, и ему это удалось, когда Аваков был в Соединённых Штатах либо в конце января, либо в начале февраля, и они коротко поговорили по телефону. Но он сказал также, что на самом деле не хотел встречаться с Джулиани, потому что беспокоился по поводу того, что они делали. Аваков считал, что это очень опасно, что Украина все эти годы с момента обретения независимости имела двухпартийную поддержку как со стороны демократов, так и со стороны республиканцев, и начинать втягиваться в американскую политику, во внутреннюю политику США, для Украины было опасно», — заявила дипломат.
В 2016 году Аваков был в первых рядах украинских политиков, нелицеприятно высказывавшихся о Трампе. Так, за несколько месяцев до президентских выборов в США, именно Аваков опубликовал на своей странице в Facebook карикатуру «брежневского поцелуя» будущего президента США и российского лидера Владимира Путина. В записи от 31 июля 2016 года сказано: «Бесстыдное заявление кандидата в президенты США Трампа о возможном признании Крыма российским — диагноз опасного маргинала. И опасен он как для Украины, так и для США в такой же степени. Не может маргинал, потакающий диктатуре Путина, быть гарантом демократических свобод в США и мире. Не зря Манафорт раньше возглавлял штаб Януковича, а сейчас Трампа. Янукович через Крым сбежал в Россию. Куда Манафорт приведёт Трампа?»
После оглашения результатов выборов этот пост глава украинского МВД мгновенно из соцсети удалил.
Между прочим, как позже сообщали источники в окружении Порошенко, на Банковой после президентских выборов в США царило смятение, потому что все члены команды украинского президента делали ставку на победу Хиллари Клинтон и никаких контактов со штабом республиканцев во время избирательно кампании не устанавливали.
Час расплаты настал
Плановая смена посла США на Украине должна была состояться в августе 2019 года, но Йованович отозвали на родину в мае. На слушаниях по делу об импичменте она выразила мнение, что её увольнения добивались Юрий Луценко, Рудольф Джулиани, Лев Парнас и Игорь Фруман.
«Примерно в феврале 2018 года украинское должностное лицо высокого ранга предупредило меня о необходимости держаться настороже. Ну, я имею в виду, он, по существу, сказал, причём в некоторых подробностях, что были двое лиц из Флориды, господин Парнас и господин Фруман, которые работали с Джулиани, и что они организовывали встречи для господина Джулиани с господином Луценко. И они были заинтересованы в том, чтобы пост занимал другой посол. Думаю, в связи с тем, что они хотели заниматься бизнесом на Украине или дополнительным бизнесом», — заявила Йованович.
Как сообщало информационное агентство Associated Press, Парнас, Фруман и нефтяной магнат из Бока-Ратон (штат Флорида) Гарри СаджиантIII, ссылаясь на связи с Трампом и Джулиани, добивались смены председателя компании «Нафтогаз», чтобы через новое руководство заключить контракты с американскими энергетическими компаниями сторонников президента США, но этому помешала победа Владимира Зеленского на президентских выборах.
11 октября прокурор Южного округа штата Нью-Йорк Джеффри Берман, который ведёт дело задержанных в вашингтонском аэропорту Парнаса и Фрумана, на пресс-конференции заявил: «Обвиняемые желали получить политическое влияние не только ради собственных финансовых интересов, но и ради политических интересов как минимум одного иностранного чиновника — сотрудника правительства Украины, который добивался отзыва посла США на Украине». Но имя этого чиновника названо не было.
На протяжении первого месяца расследования комитетов Палаты представителей информация о показаниях свидетелей поступала только от различных источников. О виновнике своего досрочного увольнения, если верить собеседникам газеты Washington Post, Йованович говорила иное: заместитель госсекретаря сказал ей, что Трамп потерял к ней доверие, более того, с лета 2018 года против неё велась скоординированная кампания, и президент США оказывал давление на Госдепартамент, чтобы снять её с поста.
В день публикации стенограммы показаний Йованович вопросы о ней журналисты задали самому Трампу перед отъездом в штат Кентукки: «Я действительно не знаю её, но, если вы посмотрите стенограмму (телефонного разговора с Зеленским 25 июля — ред.), то он не высказывал какой-то лояльности. Я уверен, что очень хорошая женщина, но я ничего больше о ней не знаю».
Процедура импичмента стала для Йованович, которую в Киев отправил ещё демократ Барак Обама, прекрасной возможностью не только вставить палки в колёса Трампу, но и отомстить Луценко, который по совместительству является кумом Петра Порошенко. И, видимо, не названный "сотрудник правительства Украины", это и есть Луценко.
В марте 2019 года в интервью американскому изданию The Hill тогдашний генпрокурор Украины заявил, что глава американской дипмиссии передала ему список «неприкасаемых» людей, против которых запрещено проводить расследования, а также обвинил посольство США на Украине в присвоении материальной помощи Вашингтона, предназначенной его ведомству. Госдепартамент эту информацию отрицал и подчеркнул, что цель подобных заявлений — запятнать репутацию посла. Спустя месяц Луценко от своих слов отказался.
«Я взял листочек, записал озвученные фамилии и говорю: «Диктуйте список неприкосновенных персон». Она (Йованович — ред.) говорит: «Нет, вы меня неправильно поняли». Встреча закончилась. Боюсь, эмоции были не очень хорошие», — сказал он в интервью изданию «The Бабель».
Таким образом, импичмент, который по задумке демократов должен был с позором изгнать Трампа из Белого дома и сделать его первым в истории США президентом, отстранённым от власти посредством этой процедуры, на самом деле покажет изнанку деятельности администрации Обамы и его однопартийцев-демократов, активно поддерживающих лидеров Майдана, впоследствии, после государственного переворота 2014 года, взявших власть в Киеве в свои руки.
Выводы
1. Очевидно, что Украинагейт в США выходит из берегов. В том смысле, что в него, как в речную воронку, оказываются втянутыми всё большее количество политиков по обе стороны океана — и в США, и на Украине.
2. Все более очевидным становится факт управления Украиной из кабинета посла США, где принимались решения не только по внешнеполитическим инициативам Украины (как считалось раньше), но и по многим внутриполитическим вопросам.
3. Игра, затеянная демократами ради того, чтобы свалить Трампа, ударяет и по самим демократам, потому что в ходе расследования становится всё более очевидным грубое вмешательство администрации Обамы в дела Украины.
4. Но главным образом рикошетом это расследование сильнее бьет по украинским политикам, прежде всего по Порошенко и его окружению, которое пытается предстать в глазах украинского избирателя оппозицией нынешней команде Зеленского, а вызывает у простых избирателей отвращение тем, что вместе с бывшим президентом играли по сценарию заокеанских кукловодов.
5. Как ни странно, всё это может положительно сказаться на имидже Зеленского, который одновременно (в глазах избирателей, конечно) оказывается в центре конфликта американских тяжеловесов (республиканцев и демократов) и своих собственных украинских политиков, таких, как Порошенко, Луценко и иже с ними.