Верховная Рада Украины сняла неприкосновенность с народного депутата Ярослава Дубневича, разрешила его задержание и арест.
Сам он еще до рассмотрения этого вопроса в зале украинского парламента заявил: такого исхода не боится.
«Я готов отвечать… Я за то, чтобы с меня сняли депутатскую неприкосновенность», — отметил он перед заседанием регламентного комитета Верховной Рады 30 октября.
Дубневич подчеркнул, что не собирается «делать подарок» директору Национального антикоррупционного бюро Артему Сытнику и скрываться от следствия.
Позже на заседании комитета Дубневич отрицал все обвинения. В частности он утверждал, что на опубликованных следствием телефонных разговорах речь идет о каком-то «Славе», а не говорится «Ярослав Дубневич».
В итоге регламентный комитет принял решение передать таки представление на голосование о снятии неприкосновенности с Дубневича в парламент, однако в своем заключении указал, что доказательств в деле народного избранника явно недостаточно, а многие из доказательств, предоставленных Генпрокуратурой, являются необоснованным.
Издание Украина.ру разбиралось, кто такой Дубневич и в чем его подозревают борцы с коррупцией.
Стучат колеса
Впервые о том, что на Дубневичем серьезно сгущаются тучи, стало известно 17 сентября. Тогда агентство «Украинские новости» сообщило, что Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) подготовило подозрение брату нардепа, бывшему депутату Богдану Дубневичу, и экс-нардепу Валерию Ищенко в причастности к хищениям в «Укрзализныце».
Через месяц — 17 октября — генеральный прокурор Руслан Рябошапка направил в Верховную Раду представление о предоставлении согласия на привлечение к уголовной ответственности уже самого Ярослава Дубневича.
«Будучи народным депутатом VIII созыва и главой комитета ВР по вопросам транспорта, нардеп был осведомлен о финансовом состоянии ПАО «Укрзализныця», в частности, его потребности при проведении государственных закупок, а также имел влияние на учредителей и должностных лиц ПАО, которое является единственным производителем стрелочных переводов, башмакосбрасывателей, устройств уравнительных, рамных рельсов, крестовин, контррельсовых рельсов и комплектов раздельного скрепления. Указанное лицо с сообщниками изучило и проанализировало спрос и цены на рынке стрелочных переводов и приняло решение завладеть средствами филиала «Центр обеспечения производства» ПАО «Укрзализныця», — гласило заявление ГПУ.
В нем фамилия депутата не называлась, но это было «секретом Полишинеля». Ведь главой парламентского комитета по вопросам транспорта в Верховной Раде VIII созыва был Ярослав Дубневич.
Кроме того, бдительные журналисты обратили внимание на то, что заявленная ГПУ сумма ущерба — 93,3 млн грн. (около 223 млн руб. — Ред.) — совпадает с указанной в деле о злоупотреблениях на «Укрзализныце», которое расследует НАБУ. Ранее НАБУ информировало, что сообщило о подозрении семи чиновникам компании, а народному депутату, который, по версии следователей, является организатором, готовят проект представления на снятие неприкосновенности и привлечение к уголовной ответственности.
Но с тер пор Дубневич-младший подстраховался: он победил на мажоритарном округе во Львовской области и снова прошел в парламент.
Однако «подстраховка» не помогла. 29 октября у родных Дубневича провели обыск.
«Понимая бездоказательность и бесперспективность политического дела против меня, власть и НАБУ срочно и цинично проводят обыски у моих детей и брата. Понятно, что ничего интересноо для них и противозаконного не найдут, но это психологическое давление перед рассмотрением в парламенте и показуха. Хотят показать, что теперь им разрешено все. К сожалению, политическая расправа теперь стала реальностью», — заявил нардеп.
Но чем интересен Дубневич, чтобы с ним расправляться политически? Своими союзами.
Попрыгун по фракциям
Политическая карьера Дубневича-младшего началась 2002 году, когда его избрали депутатом Пустомитовского районного совета, где он стал замглавы бюджетного комитета. Район, где его избрали, был родным для Дубневича. При этом во время первого своего депутатского срока он успел не только поработать, но и регулярно наезжать из Львовской области в Днепропетровск, где он учился в Днепропетровском институте железнодорожного транспорта.
В 2006 году он пошел на «повышение» — стал депутатом Львовского областного совета, где занял должности замглавы фракции Блока Юлии Тимошенко и члена постоянной комиссии по вопросам имущества. В 2010 году его выбрали в облсовет во второй раз, тогда же он стал членом комиссии по вопросам бюджета, социально-экономического развития и коммунальной собственности.
В Верховной Раде Дубневич оказался в 2012 году, когда единственный из всех депутатов-самовыдвиженцев победил во Львовской области. Кстати, тогда его конкурентом на округе была представительница объединенной оппозиции Татьяна Черновол. Однако Дубневич не стал присоединяться к партии власти — «регионалам» — а заявил о намерении войти в состав фракции «УДАР» — лидером этой политсилы был Виталий Кличко.
В 2014 году Дубневич с легкостью снова победил на мажоритарном округе на Львовщине. Однако на этот раз он вошел в депутатскую фракцию Блока Петра Порошенко и 4 декабря 2014 года возглавил транспортный комитет Рады. В парламенте ему было не одиноко — его брат — Богдан Дубневич тоже получил депутатский мандат и вошел во фракцию БПП. Впрочем, братья шли рука об руку в политике еще с 2006 года, когда Дубневич-старший также попал во Львовский облсовет как член БЮТ.
При этом братья были бизнесменами — еще в 2003 году они основали научно-производственной объединение «Путевые технологии», а через год переименовали ее в «корпорацию «Колейно-ремонтные технологии».
В Верховной Раде деятельность братьев обросла скандалами. И дело не только о скандальных фото с охоты Дубневича-старшего. В первую очередь они приковали к себе внимание СМИ успешностью коммерческих структур, с ними связанными. Эти предприятия регулярно выигрывали тендеры на поставку запчастей для «Укрзализныци». Только в первой половине 2016 года предприятия братьев Дубневичей заключили 25 соглашений «Укрзализныцей» на общую сумму 997,7 млн грн. (около 2,4 млрд руб. — Ред.).
В январе 2017 года о том, что братья Дубневичи в год заработали на контрактах с госмонополистом около 1 млрд грн. заявил уже министр транспорта Владимир Омелян.
«Это контракты, которые у нас есть. Можно только предполагать, сколько было других компаний, ассоциированных с этими людьми. В них есть гениальное изобретение — уникальный треугольник, который запатентован. Я считаю, что это на грани злоупотребления. Прозрачность таких операций вызывает сомнения. Нужен ли такой объем УЗ? Случайно ними сейчас не забиты все склады?» — недоумевал министр.
При этом он рассказал о богатстве братьев и также о том, что Дубневич-младший наверняка поддерживал тогдашнего главу «Укрзализныци» Войцеха Бальчуна.
«Не исключаю и поддержку Бальчуна со стороны Дубневича, который давно и прочно своим бизнесом связан с железной дорогой. Когда я приезжаю во Львов, мне люди показывают первый-второй-третий дом Дубневичей», — рассказывал Омелян.
Но несмотря на это на деятельность Дубневичей смотрели сквозь пальцы. Они были людьми из президентской фракции. И лишь в январе 2019 года НАБУ взялось за депутатов. Однако без смены руководства ГПУ доведения дела до снятия неприкосновенности с Дубневича-младшего вряд ли было бы возможным. Теперь Дубневич может стать одним из тех, о ком говорил президент Владимир Зеленский, рассказывая, что к 1 ноября должно быть развитие по ряду резонансных коррупционных дел.