Можно было бы рукоплескать Владимиру Зеленскому, если бы была уверенность в том, что он пошел на конфликт с националистами по собственной воле. Но вероятнее всего, его к этому подтолкнули внешние факторы, игнорировать которые он уже не в состоянии.
Реакция посла Франции на Украине на ставшую без малейшего преувеличения знаменитой формулу о необходимости роспуска ДНР и ЛНР, изобретенную командой Зеленского, была предельно раздраженной. Он поинтересовался, не идиоты ли сидят в Киеве? Cвоим предложением они мгновенно блокируют весь мирный процесс. Если в публичном высказывании дипломат такого ранга демонстративно идет на нарушение норм дипломатического этикета, можно представить себе, что происходит в кулуарах — там, где подобные вопросы обсуждаются без фигур умолчания и обязательных реверансов.
Эмманюэль Макрон, проявивший в последние месяцы живейший интерес к конфликту на Украине, надо полагать, был весьма раздосадован тем, что Зеленский под разными предлогами переносит даты разведения сил и средств. И без того понятно, что украинская власть не готова к выполнению политических пунктов Минских соглашений, но хотя бы эту черту надо было перейти для того, чтобы перспектива завершения боевых действий стала реальной.
Полагаю, что и в Берлине без всякого восторга следили за капитуляцией украинской власти перед националистами. Можно догадаться, что Франция и Германия нашли убедительные аргументы для того, чтобы объяснить Зеленскому, чем для Украины чреват запланированный срыв создания демилитаризованных зон. У Европы и США, которые устами президента Трампа также выразили заинтересованность в скорейших мирных договоренностях, нашлось немало аргументов, чтобы убедить украинского президента в необходимости действовать быстро и жестко, не обращая внимания на угрозы со стороны неонацистов.
Не исключено, что Зеленскому действительно удалось с ними договориться. Сейчас они уже не угрожают занять оставляемые позиции, а говорят о том, что останутся в Золотом оберегать покой его жителей. А это уже совсем другая история. Кроме того полиция, находящаяся на месте, следит за тем, чтобы хлопцы на свои импровизированные блокпосты выходили без оружия.
В любом случае, чем бы ни руководствовался украинский президент, ему удалось одержать серьезную политическую победу. Ведь еще день назад лидер Национального корпуса говорил о том, что в Золотое, если развод все же произойдет, съедутся до 10 тысяч его соратников. Но развод уже идет, а «караванов мира» не видно. Их и не будет, поскольку за обеспечение порядка во время процедуры отвечает заместитель министра внутренних дел Вадим Троян — духовный брат Билецкого. Одних националистов лишили мобильности другие.
Вадим Пристайко сделал прогноз относительно встречи в Нормандском формате. По его словам, она произойдет в ноябре. А это значит, что власть уверена — разведение у Золотого и Петровского удастся осуществить без помех. Ведь выполнением этого пункта договоренностей обусловил возможность саммита президент РФ Владимир Путин. Националисты — не так важно, удалось ли их уговорить не мешаться под ногами или же они решили не провоцировать власть на жесткие меры — впервые проигравшая сторона. События идут по сценарию, против которого они шумно и агрессивно протестовали последний месяц.
Им не удалось предотвратить то, что они называют «капитуляцией перед Россией», а значит, управление политическими процессами на Украине начинает потихоньку уплывать из их рук.
Это открывает перед командой Зеленского новые возможности. До сих пор казалось, что он так и не рискнет войти в клинч с осатаневшими головорезами, готовыми на всё. Но, похоже, головорезы оказались вовсе не такими уж страшными, да и какой-никакой характер у президента то ли был, то ли появился. Банковая сделала серьёзную заявку на то, чтобы переписать политическую повестку страны, которая не претерпела до сих пор никаких серьезных изменений со времен правления Петра Порошенко.
Пожелаем Зеленскому удачи. Возможность установления прочного мира на линии соприкосновения прямо на глазах обретает зримые очертания.