Как сообщил РБК-Украина, предполагается, что неожиданно президент приехал к военным, чтобы поговорить на важные темы. Визит был не запланированным, о нем не сообщает даже официальный сайт президента.
Накануне в Киеве и в ряде областных центров Украины снова прошли акции националистов под лозунгом «Нет капитуляции». Участники акций пикетировали местные администрации, требуя от властей донести до президента Владимира Зеленского свою позицию: отказаться от выполнения «формулы Штайнмайера». В частности, в Киеве праворадикалы из Нацкорпуса и Национальных дружин потребовали, чтобы Зеленский «чётко гарантировал… недопущение отвода украинских войск от линии разграничения, амнистии террористам и внедрения любых антиконституционных особых статусов оккупированных территорий, а также невозможность проведения выборов в ОРДЛО».
По большей части акции прошли мирно, только в Черкассах произошли столкновения митингующих с полицией.
Ранее, в сентябре, контактная группа по Донбассу в Минске согласовала «формулу Штайнмайера» — по имени президента Германии, бывшего председателя ОБСЕ, экс-главы МИД ФРГ. Она определяет механизм введения в действие закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на временной основе в день выборов и на постоянной основе — после опубликования отчета ОБСЕ об итогах выборов. После согласования формулы на Украине прошли митинги и шествия националистов, считающих, что реализация предусмотренных мер — это «капитуляция». Было объявлено о создании «Движения сопротивления капитуляции». При этом согласованное уже разведение сил и средств в районах Петровского и Золотого было сорвано радикалами "национального корпуса" Билецкого, которые прибыли в Золотое и заявили, что не допустят реализации этого пункта Минских договоренностей.
Именно в район Золотого и приехал в субботу президент Зеленский. Разговор с добровольцами получился интересный. Как пишет издание «Факты» со ссылкой на сообщение Telegram-канала «Последний блокпост #Нет капитуляции», речь шла об отводе сил, но не со всеми бойцами было достигнуто взаимопонимание. Так, один из боевиков напомнил президенту, что «по всей Украине были акции», на что получил ответ: «по Украине вчера прошёл дождь».
ВИДЕО
«Я к тебе пришёл и сказал: оружие убери. Ты мне не переводи на акции», — приводит издание слова президента. Он также заявил, что боец не может ставить ему никаких ультиматумов, а требования митинговавших он «прочитает», когда их ему передадут.
Пока нет других подробностей, на момент подготовки этого материала в Офисе президента Украины ничего официально не сообщают о поездке Зеленского в район Золотого.
Как бы то ни было, а выполнение Киевом «формулы Штайнмайера» и Минских договорённостей в целом по-прежнему под вопросом. Против этого выступают на Украине отнюдь не одни только национал-радикалы. Так, представитель Украины в контактной группе по урегулированию конфликта в Донбассе Леонид Кучма заявил 25 октября, что «формула Штайнмайера» к миру в Донбассе не приведет, «потому что это не формула мира».
«Это формула на время — политическая или такая — а вдруг мы дожмем украинцев, они на нее согласятся, и мы развернемся… Это вообще «сдать нас с потрохами», так сказать», — цитирует Кучму агентство «Укринформ».
По мнению Кучмы, невозможно проведение выборов на неподконтрольной Киеву территории Донбасса без предварительного «вывода войск», разоружения и восстановления контроля над украинско-российской границей. Также не может быть речи об особом статусе Донбасса, потому что это «путь к конфедеративному устройству Украины». Другими словам, невозможно выполнение Минских договорённостей.
По-другому смотрят на ситуацию в республиках Донбасса. Как заявила полномочный представитель ДНР на переговорах Контактной группы, министр иностранных дел ДНР Наталья Никонорова, чьи слова приводит 26 октября Донецкое агентство новостей, «ряд высказываний украинских представителей создают впечатление, что Комплекс мер руководством Украины воспринимается не как обязательный к исполнению документ, одобренный международным сообществом в лице Совета Безопасности ООН, а как поле для своевольного прочтения и авторских интерпретаций в медиапространстве».
Полпред ДНР порекомендовала Киеву вместо «неуклюжих попыток переиначить смысл Минских соглашений» начать работу над имплементацией «формулы Штайнмайера» в украинское законодательство. По её словам, «никакие хитрости, словесные манипуляции и призывы о помощи, адресованные третьим странам, не помогут избежать выполнения достигнутых в Минске договоренностей».
Словесный конфликт, произошедший между президентом Зеленским и одним из бойцов добробатов, на самом деле вскрывает корень проблемы. Бойцы добровольческих батальонов, радикалы, объединенные в "Национальный корпус" Билецкого, могут существовать и действовать только в "разреженном воздухе" войны. В случае мирного урегулирования гражданского конфликта смысл их существования становится ничтожным. Поэтому они, понимая это или не понимая, будут и дальше сопротивляться любым мирным инициативам власти. Саму власть они не признают имеющей право решать вопросы войны и мира, и не собираются в связи с этим ей подчиняться. По сути меньшинство населения, радикальных и националистических сил страны, имеющее оружие, выданное им режимом Порошенко, а так же организованное в структуры и военизированные подразделения, но не способное провести в парламент своих представителей, навязывает Украине свои взгляды, срывает мирный процесс, реализацию Минских соглашений. Власть, не способная не только влиять, но даже навести элементарный порядок на линии гражданского противостояния, вынуждена вступать с радикалами в словесный поединок, безуспешно пытаясь доказать свою правоту, основанную на мнении большинства населения, желающего прекратить гражданскую войну на Украине.
Таким образом, либо власть сдастся и постепенно будет отходить на националистические позиции радикальных группировок, отрицая право Донбасса на мирную жизнь, либо перейдет к силовым действиям, для чего потребуется разоружить радикалов и активными действиями добиться их удаления с линии противостоянии. В последнем случае неизбежны митинги и вооруженное противостояние власти и радикалов в Киеве и других городах Украины.