Если не будет нового Майдана, рубеж в 40 миллионов будет достигнут к 2025 году.
Украинцы исчезают со скоростью 466 человека в день, или 20 человек в час. В МВФ, который ставит Киеву условия, как жить, считают, что к 2024-му будет потерян еще миллион. В ООН прогнозируют, что к 2050 году украинцев останется 35,2 млн, а к 2100 — 24,4 млн.
Стоит задуматься
С января по сентябрь 2019 года население Украины сократилось на 177 тыс. человек. По данным на 1 сентября, в стране проживает 41,9 млн населения. На каждую сотню умерших украинцев приходится только 53 новорожденных. В 2018 году в стране проживало 42,1 млн человек. За тот год численность населения Украины сократилась на 233,2 тыс. человек. Темпы сокращения опередили показатели 2017 года, тогда население Украины сократилось на 198,1 тыс. человек. Крупные демографические потери Украина несет из-за войны, которую Киев желает довести до победного конца. Наибольший отток населения наблюдается в Донецкой (-6000), Днепропетровской (-5000), Кировоградской, Харьковской, Черкасской (-3000 в каждой), Луганской (-2500) областях. Прибавилось только в одной области — Киевской (+2000) и городе Киеве (+750). Но это повод для чего угодно, кроме оптимизма. Те, кому не удалось бежать за границу, бегут в Киев и столичный регион, где только и можно более-менее полноценно жить, зарабатывать, создавать семьи и продолжать род. Правда, на все это уходит некоторое время, так что рождаемость в Киеве и области положительный баланс не показывает и близко.
А выводы самые печальные: низкий уровень жизни абсолютно по всей территории Украины, тотальная безработица привели к образованию столичного кластера, единственно пригодного для жизни активной части населения. Сбываются самые скверные прогнозы. Естественный прирост населения перестал быть положительным весьма давно. Разница между рождаемостью и смертностью составила —108 038 человек. Беспощадная статистика демонстрирует то, чего не было в истории Украины никогда, кроме как во время Первой мировой плюс Гражданской войн. Но это были катаклизмы глобального масштаба с применением смертоносного оружия, депортаций, голода, массового панического бегства и эвакуаций. Выходит, сейчас Украина попала в третью мировую войну.
Статистика не только беспощадна, но и равнодушна. В период с 1933 по 1940 год, когда по утверждению Киева так называемый «голодомор» должен был лишить Украину заявленных «историками» семи миллионов, умерших от голода за одну зиму, наоборот, число украинцев только увеличилось, с 32 миллионов до 41-го. Великая Отечественная война и послевоенный голод лишили УССР до 9 миллионов человек и рассуждая об этом обязательно нужно представлять масштаб катастрофы. И вот, в самый мирный период, когда официально нет войны, а основные потребности людей могут быть относительно легко удовлетворены, самая образцовая республика погибшего СССР потеряла 10 миллионов человек. И ведь дно не достигнуто.
Тридцать лет спустя
По демографическим показателям последних тридцати лет, если брать за точку отсчета 1990 год, из пятнадцати республик Союза можно четко выделить три группы постсоветских стран. В первой наблюдается бурный рост населения, больше 110% от условной точки отсчета. Это Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия и Азербайджан. Вторая группа — страны с относительно стабильным уровнем населения, 90-110%. Казахстан, Россия, Белоруссия. Наконец в демографических аутсайдерах страны, где население убывает и составляет менее 90% от уровня 1990 года. Армения, Грузия, Эстония, Молдавия, Литва, Латвия и Украина. Третья группа самая показательная, потому что три страны состоят в ЕС, где существуют высокие стандарты, предъявляемые к странам-членам. Армения член ЕАЭС, состоящая в ассоциации с Евросоюзом. Очень специфическая страна, существующая за счет громадной, богатой и влиятельной диаспоры. Грузия, чем-то похожа на Армению, но в ЕАЭС не вошедшая, а с Брюсселем не сошедшаяся. Это нищая Молдавия. Других слов у тех, кто видел автобусы с гражданами этой страны при прохождении границ, для нее нет. И Украина, которая судя по ее эволюциям находится в состоянии перманентного распада, который далеко не завершился.
Парадокс, но хуже всего у наших прибалтийских республик. Убыль в четверть или почти треть населения ставит крест на будущем этих стран. Несмотря на членство в ЕС и относительно комфортные условия, там демографический коллапс. Молодежь категорически уезжает — делать в этих милых, но крохотных странах решительно нечего. Те, кто остался, болеют европейской болезнью — живут вне брака и не желают размножаться. Дальше будет только хуже, а при падении численности ниже определенного предела отдельные населенные пункты станут нежизнеспособны.
Некоторым исключением выглядит Белоруссия, которая за счет участия в Союзном государстве и ЕАЭС не вошла в орбиту Евросоюза. Упрощенный прием в гражданство для жителей Украины, объявленный Россией, и закон об исключительном статусе украинского языка, принятый Радой, имеют важное значение для всего постсоветского пространства в целом. Если население ДНР и ЛНР, а также полтора миллиона граждан Украины, живущих в России, натурализуются там, то Киев единовременно лишится шести миллионов населения. Когда численность украинцев упадет до 36 миллионов, став меньше, чем в Польше (38 млн.), вопрос дальнейшего распада страны вновь станет актуальным — Киев больше не сможет удерживать силой окраины. Эмиграция из Украины даст дополнительный отток в пару миллионов человек. Безвиз сделал бегство украинцев катастрофическим. Наконец последнее и очень яркое свидетельство. В 2018 году по программе Diversity Visa в лотерее на получение грин-карты участвовало полтора миллиона граждан Украины. Больше только от Узбекистана (2 114 446), где демография положительная и Ганы.
Ниже уровня дна
В конце 90-х, когда Украина стала выбираться из хаоса после распада СССР, бытовало ошибочное мнение, что в 1991 году население УССР составляло 54 миллиона человек. Был даже рекламный предвыборный слоган, начинавшийся словами «Нас больше не 54 миллиона». Но это было не так. В 1991 году население УССР составляло около 52 миллионов. За счет мягкой формы отделения Украины, которое произошло без войны, численность даже росла, достигнув в 1994-м 52 114 400 человек. Это объясняют массовой репатриацией украинцев из других регионов бывшего СССР, в том числе неблагополучных. Но с 1995 года демографическая кривая пошла вниз. За две каденции Кучмы, отмеченные ощутимым улучшением экономической ситуации, которые сегодня считаются образцовыми, население сократилось на пять миллионов человек. К моменту первого серьезного социального толчка в 2004 году население составляло 47 622 500. Затем падение численности населения несколько замедлилось. Однако второй толчок, в 2014 году, оказался катастрофическим. За считаные месяцы Украина с Крымом и частью Донбасса утратила приблизительно три миллиона человек. Они просто бежали из бездарной страны. А те, кто остался, показали вышеописанную тенденцию к бегству куда угодно, подальше от победившей «революции достоинства» и прочих революций, которые еще могут произойти.
В том, что они будут, никто не сомневается. Бежали не только от нищеты и безработицы.
Бежали от войны и мобилизаций
Конспирологи объясняют иностранное вмешательство в события на Украине международным планом очистки территории страны под глобальные проекты. Иначе и не объяснить. Потому что МВФ, диктующий Киеву стратегии и тактики, безжалостно публикует прогноз, что к 2024 году на Украине будет проживать около 41 миллиона человек — это минус миллион от 2019-го. Сегодня, по статистике Фонда, численность составляет 42,037 млн человек, что меньше официальных данных Госстата (42,153 млн человек). МВФ прогнозирует, что эта цифра уменьшится до 41,039 млн.
В то же время ООН прогнозирует, что к 2050 году численность населения Украины сократится до 35,2 млн, а к 2100 году — до 24,4 млн. И эти цифры, если взглянуть на реалии, выглядят не так уж фантастично. Впрочем, есть внутри Украины эксперты, которые делают прогнозы и похуже. Они считают, что данные Госстата завышены. Называют и 35, и 30 миллионов. А экономист Лариса Шеслер, основываясь на анализе потребляемых в стране хлеба и муки, и вовсе назвала шокирующие цифры. По ее словам, реальная численность населения Украины в 2017-м составляла 24,5 млн человек.
Так это или нет, уже не важно. В ближайшие месяцы команда Зе обещает провести перепись населения. Но данные будут с сильной погрешностью, учитывая, что за границей постоянно находится более трех миллионов украинцев и значительная их часть бежала после государственного переворота. Та же Лариса Шеслер — политическая эмигрантка. Украина напоминает Аральское море — ее надо спасать. Хуже всего то, что Киев, от которого зависит спасение, делает все, чтобы стало еще хуже. Майданы стали регулярными, раз в 10 лет. Очередной может прийтись как раз на 2024 год.
Так что все живут, ожидая, что снизу снова постучат.