Действительно, унификация с НАТО с целью последующей интеграции — это не только и не столько унификация калибров винтовок, сколько унификация управления, включая военный управленческий аппарат.
Парадоксально, но ближе всего в этом направлении на Украине продвинулась в частном порядке одна из военных частей — полк Национальной гвардии «Азов», которому Палата представителей Конгресса США дважды (в 2015 и 2018 годах) запрещала выделять деньги из военной помощи Штатов Украине, а сейчас и вовсе призывает признать эту ультраправую военную часть террористической организацией.
Стоит заметить, что многие российские журналисты почему-то также ошибочно считают «Азов» запрещенной в России организацией, хотя его никогда не было ни в списке признанных таковых Верховным Судом РФ (список опубликован на сайте Министерства юстиции РФ), ни в списке запрещенных ФСБ организаций.
«Азов» еще в 2016 году запустил собственную сержантскую школу, названную в честь первого вождя Организации украинских националистов полковника Евгения Коновальца. Последний особо почитался в организации «Патриот Украины», на основе которой в 2014 году был создан добровольческий батальон (ныне кадровый полк Нацгвардии) «Азов».
«Фигура Бандеры для нас в украинском национальном движении не первостепенна… Мы же ставим на первое место фигуру Евгена Коновальца», — говорил 14 декабря 2011 года в интервью интернет-изданию «ОстроВ» командир «Патриота Украины» в Донецкой области и будущий боец «Азова» Степан Головко.
Интересно, в «Патриоте Украины» популяризировались коллажи, где рядом изображались портреты Коновальца и Билецкого (специально подобранные для внешнего сходства), с такой подписью — «Вождь украинских националистов. ХХ век и XXI век». В определенном смысле, это жест и в сторону самого «Белого Вождя», как именовали Билецкого в его организации. Но и культ Коновальца в названной честь его школе присутствует — портрет, например.
С конца прошлого года мариупольские СМИ, прежде всего городской сайт 0629.com.ua, регулярно делают репортажи из этой военной школы. «Корреспондент 0629 пообщался с одним из руководителей «Азова», начальником военной школы имени Евгения Коновальца старшим лейтенантом «Киртом». Беседа проходила в его кабинете на Левобережной базе полка», — читаем, например, в опубликованном 20 декабря 2018 года интервью.
Руководит военной школой имени Евгения Коновальца командир 2-й сотни (затем — батальона) «Азова», фигурирующий как на сайте полка, так и в общении с журналистами исключительно под позывным «Кирт». Лишь в одном из репортажей, вышедшем 20 апреля 2015 года на сайте «Настоящее время», он упомянут как «командир 2-й сотни полка «Азов» Кирилл с позывным "Кирт"».
Однако в электронных декларациях, подаваемых в последние годы военнослужащими, можно найти и декларацию командира 2-го батальона «Азова», а из нее узнать и его полное имя — Кирилл Беркаль. Не случайно и в Facebook он зарегистрирован как Kirt Berk.
Но вернемся непосредственно к истории создания сержантской школы «Азова».
Беркалю, пришедшему в «Азов» уже в июне 2014 года (он упоминает, что это было сразу после президентских выборов 25 мая 2014 года), «предложили возглавить КМБ (курс молодого бойца. — Авт.) для следующего призыва в "Азов"».
Хороший вопрос, почему именно ему? Ведь в «Азове» с первых дней были Сергей Коротких (позывной «Боцман»), служивший срочную в 1992 — 1994 года в одной из частей армейской разведки Белоруссии (в одном из репортажей еще в 2006 году упоминалось наличие у него на плече татуировки в виде летучей мыши, принятой еще в советском ГРУ), а также прошедший сверхсрочником войну в Афганистане Игорь Княжанский (позывной «Душман»).
Сам Беркаль рассказал об этом журналисту мариупольского сайта 0629.com.ua следующее: «Я потомственный военный. В семье у меня все были офицерами, но в нашей армии я служить не хотел. Закончив военную кафедру и приняв присягу в Бельбеке, в Крыму, кстати, и видя, в каком состоянии находится армия, я понял, что профессионально служить там не собираюсь… Однако те знания, которые пригодились в дальнейшем, были получены не на военной кафедре, а самостоятельно. Такой мой военный образ жизни и мышления были как хобби. Я изучал тактики НАТОвские и наши, принимал участие в исторической реконструкции, в страйкболе и пейнтболе».
Можно понять так, что уже тогда знакомство Беркаля, работавшего перед этим в туристической сфере (он вернулся на Украину весной 2014 года из Таиланда), с натовскими стандартами вызвало интерес со стороны командования «Азова».
«Нашим следующим достижением был путь к профессионализму, — продолжает Беркаль. — Заручившись поддержкой Билецкого и меценатов, мы создали ресурс, создали базу, наняли инструкторов из стран Грузии, НАТО, украинской диаспоры и Канады. Они подготовили командно-штабной курс, и он включил в себя разные программы. За рекордно короткий срок годовую программу «сжали» до 3 месяцев, все командование «Азова», офицеры и сержанты были вырваны со своих позиций и отправились учиться… Мы учились 18—24 часа (в сутки. — Авт.)».
К сожалению, тут нет четких дат. Но, очевидно, это было уже после завершения в сентябре 2014 года активной фазы боевых действий под Донецком, в которую был втянут «Азов», и, скорее всего, после завершения военных действий под Широкино в январе 2015 года. Далее, есть довольно четкие указания на время запуска этой школы.
Подполковник запаса грузинской армии Заур Берианидзе, прошедший обучение на Западе и командовавший в августе 2008 года время войны в Южной Осетии разведкой 2-й пехотной бригады, упомянул 9 августа 2015 года в интервью «Цензор.Нет»: «Уже больше года я в Украине. Обучал бойцов батальона «Донбасс». Сейчас преподаю в школе младших командиров полка Нацгвардии «Азов». В начале сентября у нас ожидается выпуск».
Итак, начало работы в «Азове» первой офицерской школы по стандартам НАТО относится к началу лета 2015 года. И курировал ее занимавший тогда видное место при Билецком бывший в 2005 году министр юстиции Украины Роман Зварич, гражданин США. Об этом сам Зварич рассказал в интервью, опубликованном 7 июля 2015 года на YouTube-канале «Черное солнце» (собственно, так называется и печатная газета полка): «Курс, как правило, в Соединенных Штатах Америки занимает одиннадцать с половиной месяцев, один год. Мы этот курс «стиснули» в двухмесячную программу, пилотная часть которой начинается сегодня. Мы имеем намерение создать эту программу как постоянно действующую… Инструкторы, которых мы задействуем тут, это четыре американских бывших офицера, ранга от старшего сержанта до полковника. Они все имеют знания в конкретных сферах… Интереса со стороны государства нет абсолютно. Это все финансируется добровольцами за счет тех людей, которые нас поддерживают. Сама программа готовилась четыре месяца… Все делается на высоком техническом уровне».
Речь идет именно о той самой школе, которую описывал Беркаль. В частности, командир второго батальона упоминал, что в ходе обучения «были боевые планирования в онлайн-режиме, представляя что мы — штаб и идут боевые действия», а Зварич говорит, что в школе «есть все элементы будущего штаба, в том числе четыре больших плазмы и большой принтер, который может распечатывать рабочие карты». По словам последнего, в ходе обучения натовскими были даже обозначения на картах. Были переводные американские венные учебники, адаптированные к военным реалиям Украины и т.д.
Что касается упомянутых Беркалем «меценатов, поддержкой которых заручились» при создании школы, то они тоже хорошо известны. Два года назад в расследовании «Откуда деньги у "Азова"» я описал появление осенью 2014 года Светланы Ковалевской, жены Романа Зварича и владельца одной из крупнейших фирм на телекоммуникационном рынке Украины, взявшей на себя финансирование расходов полка, которые с осени 2014-го по начало 2016-го, согласно официальной отчетности возглавляемого ею фонда, составили 51 млн гривен.
К началу 2016 года финансирование от Светланы Ковалевской иссякло, так что «Азов» без сожалений расстался и с ней, и с ее мужем.
«Следующим достижением можно назвать создание школы им. полковника Коновальца, — говорит Беркаль. — Сержантский корпус мы сделали раньше, чем это анонсировали в войсках. У нас это имя подтверждалось знаниями. Мы создали первых профессионалов и инструкторов».
Американцев в этой начавшей работу 17 апреля 2016 года школе уже не было, зато преподавали подготовленные теми в свое время грузины, и тот же Заур Берианидзе.
«За три года школы полковника Евгений Коновальца мы выпустили уже 8 курсов. Это базовая воинская подготовка, которая состоит из переработанной программы, частично позаимствованной в странах НАТО, она очень схожа с курсом морской пехоты США. Далее эта программа адаптировалась к странам бывшего Варшавского пакта. После этого переработана инструкторами школы под наши существующие реалии и наш менталитет», — рассказал Беркаль 14 декабря 2018 года в интервью 0629.com.ua.
Не случайно, видимо, эту школу посещают и военные атташе стран НАТО, о чем я подробно рассказывал в презентованной 30 мая этого года на пресс-конференции «Украинское досье» брошюре «Международные связи полка "Азов"».
Вот лишь один из примеров, о котором сообщалось 16 ноября 2016 года на сайте полка «Азов»: «Сегодня, 16 ноября, с дружественным визитом Военную школу имени полковника Евгения Коновальца посетил заместитель военно-воздушного и военно-морского атташе Румынии в Украине Маж Стефан-Флорин Бобоноте. Он поделился опытом румынских военнослужащих, рассказал об образовательных программах для военных в его стране, сравнил систему обучения сержантов полка «Азов» с системами подобного типа, функционирующими в Румынии. Наша школа с радостью приняла этого почетного гостя. Начальник Военной школы друг Георгий (речь идет о руководителе образовательного процесса выпускнике военной академии в Вест-Пойнте Георгии Купарашвили. — Авт.) ознакомил военного атташе с процессом обучения в школе, ее инфраструктурой и поделился планами на будущее. Уже не первый раз Военная школа имени полковника Евгения Коновальца встречает в своих стенах гостей такого уровня. Военные атташе разных стран Европы не раз приходили к нам с ознакомительными и учебными программами, теперь в этом списке есть и наш румынский коллега».
А вот сообщение двумя годами позже: «18 июня (2018 года — Авт.) в рамках информационно-просветительской программы с целью ознакомления с деятельностью полка «Азов» в городе Мариуполь состоялась встреча командира полка друга «Редиса» и начальника Военной школы командиров имени полковника Евгения Коновальца (далее упомянуто, что это был известный нам «Кирт». — Авт.) с делегацией из Канады. Во встрече приняли участие полковник Брайан Ирвин, атташе по вопросам обороны в посольстве Канады, Карим Маркос, заместитель посла Канады в Украине, сотрудник посольства Янура Питер. Во время встречи друг «Редис» рассказал гостям о боевом пути полка «Азов» и задачах, которые спецподразделение выполняет сейчас».