Всё не то, что есть на самом деле. Фесенко об официальной позиции власти Украины по Донбассу

Во вторник, 15 октября, представитель Леонида Кучмы Дарья Олифер озвучила требование Киева по выполнению политической части Минских соглашений: Украина намерена их выполнять только после роспуска ДНР и ЛНР, как "квазигруппировок". Известный украинский политолог Владимир Фесенко заявил, что данная цитата не соответствует официальной позиции власти
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Украинские политики в последние дни делают в СМИ противоречивые заявления по урегулированию гражданского конфликта в Донбассе. Так, с одной стороны, глава МИД Вадим Пристайко предложил украинцам два варианта: либо реализация "формулы Штайнмайера", либо увеличение военных расходов до трети от бюджета страны. Соответственно, в этой альтернативе население склонно скорее "одобрить Штайнмайера", чем отказаться от трети пенсий, социальных выплат или увеличить налоги. Поскольку Пристайко не министр экономики, а министр иностранных дел (а речь об экономических формулировках), очевидно, что он основывается на консолидированной позиции Кабмина, глава которого г-н Гончарук, по его же собственным заявлениям полностью идет в политическом фарватере главы государства — Зеленского.

Встык с этим заявлением — новая версия процесса то ли урегулирования, но скорее разжигания гражданского конфликта в Донбассе. По словам пресс-секретаря представителя Киева в контактной группе по Донбассу Леонида КучмыДарьи Олифер, опубликованным на ее странице в соцсети Facebook, есть определенные жесткие условия, которые были представлены в Минске контактной группой.

«Украинская сторона подчеркнула, что выполнение политического блока вопросов Минских соглашений возможно только при условии выполнения следующих пунктов: роспуск квазигруппировок ДНР и ЛНР», — написала Олифер.

Очевидно, что роспуск "квазигруппировок" для выполнения политической части Минских соглашений невозможен, как минимум по нескольким пунктам.

Во-первых, ДНР и ЛНР никогда не признают руководство своих республик "квазигруппировками". Впрочем, такого термина нет и в юриспруденции.

Во-вторых, руководители украинского государства, УЖЕ давшие согласие на реализацию Минских соглашений по "формуле Штайнмайера", в данном случае показывают нежелание её (формулу) соблюдать. Потому что "роспуск квазигруппировок", что бы под этим термином ни понимали представители украинской власти, не входит никаким боком в "формулу Штайнмайера".

Отсюда вывод: появление такой формулировки направлено не на выполнение Минских соглашений, а на их срыв. Но Кучма — представитель президента Зеленского в Минске.

Отсюда получается, что в одном случае (Пристайко) власть объясняет, чем обусловлена необходимость выполнения "формулы Штайнмайера", а в другом (Кучма) — делает заявление, как раз направленное на отказ от нее. И в обоих случаях обе идеи восходят к одному источнику — президенту Украины Владимиру Зеленскому.

Именно эта противоречивость заявлений власти вызвала буквально шквал заявлений наблюдателей и экспертов в социальных сетях Украины.

Чтобы разобраться, где же истина, редакция издания Украина.ру решила обратиться к известному украинскому политологу Владимиру Фесенко, хорошо знакомому с коридорами власти Украины.

"На самом деле все не совсем так, как это представляет Москва, — заявил нам Фесенко, игнорируя тот факт, что все оценки двух разноречивых точек зрения взяты нами из украинских соцсетей. — Формулировки о роспуске ЛДНР, как, впрочем, и российская трактовка "формулы Штайнмайера" вырваны из контекста. Когда украинская делегация говорит о прекращении функционирования структур ЛДНР, то имеется в виду, что они прекратят свое существование после местных выборов в этом регионе и реинтеграции в правовое поле Украины.

А цитата, на которую вы опираетесь, — это всего лишь пресс-релиз Дарки Олифер, пресс-секретаря Леонида Кучмы. Она не участник переговоров и не представляет официальной позиции Украины. Неизвестно, насколько точно и адекватно передана позиция украинской делегации, это уже другой вопрос.

Я же говорю об официальной позиции украинской дипломатии, которая не менялась за последние годы. И заключается она в следующем, что в результате выполнения Минских соглашений так называемые ЛДНР, должны прекратить свое существование. После выборов власть передается избранных органам местного самоуправления с особым статусом в этом регионе и никаких ДНР или ЛНР больше не будет".  

Таким образом, если верить Фесенко, то ситуация с "формулой Штайнмайера" окончательно запутывается. Есть, оказывается, третья позиция — о "роспуске квазиформирований" ДНР и ЛНР при выполнении политической части Минских соглашений не до (как надо понимать это в трактовке Дарьи Олифер), а после выборов местных органов власти.

А запутывает это всю ситуацию окончательно еще и потому, что политическая часть состоит из амнистии участников конфликта, предоставления Донбассу особого статуса, а уже после этого проходят выборы (а не наоборот). То есть, как нам кажется, кто-то из всех, теперь уже трех персонажей этого скандала, лукавит или чего-то не договаривает.  Поскольку очевидно, что:

а) после проведения местных выборов власть в Отдельных регионах Донецкой и Луганской областей (так точно и юридически грамотно называются эти образования) автоматически и совершенно технически точно переходит от нынешних структур власти к тем, которые будут сформированы на основе выборов;

б) если Киев все же предполагает роспуск властных структур в Донбассе до выборов местных органов власти, то для жителей Донбасса, опасающихся репрессий со стороны правоохранителей и властей Украины, такая последовательность действий абсолютно неприемлема.

Возможно, позиция главы Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко, существенно отличающаяся от того, что говорят Пристайко и Олифер (или все-таки Кучма?) и есть нынешняя позиция власти, скорректированная после митингов шествий радикалов (14 октября). И позиция эта очень легко все объясняет — сделать так, чтобы при внешнем согласии соблюдать "формулу Штайнмайера" (что пообещал Зеленский  европейским лидерам Меркель и Макрону) на самом деле создать ситуацию, при которой никакого мирного возвращения Донбасса в Украину не будет.

И тогда руководством страны будет предложен, скажем так, главный вариант — реализовать на практике что-то вроде кипрского варианта, то есть отказ от Донбасса с последующей легализацией этих образований как не признанных мировым сообществом республик. Так сказать, мирный развод.

 

Рекомендуем