Нельзя сказать, что господин Зеленский не понимает значения командной работы. Напротив, сам термин «Команда Зе» подразумевает некий круг единомышленников, объединённых общей идеей. Кандидат в президенты Владимир Зеленский особо подчёркивал, что команда должна быть подобрана именно по профессиональным достижениям, а не родственным или дружеским пристрастиям. «Кому нравится, когда президент назначает на должность своего кума или армейского друга? Почему так происходит уже 28 лет?» — небезосновательно вопрошал Зеленский в своём обращении к избирателям зимой этого года.
Едва став руководителем государства, Владимир Александрович ошарашил своих сторонников целым потоком мутных назначений, которые коренным образом опровергают его собственные слова — толпы земляков, сотрудников «95-го квартала» и просто знакомых. Но это хотя бы можно объяснить: каждый руководитель будет стараться опереться на проверенных людей — просто раньше они работали в совсем других сферах. Почему, в самом деле, не доверить лечение своего ребёнка вместо врача симпатичному человеку. Большое счастье, ежели профессия и знакомство совпадают. Ну а если нет?
Государство в кризисе — это тоже своего рода больное дитя, за которым нужен правильный уход, а предложенное Зеленским лечение сродни магическим заклинаниям в исполнении экзальтированной соседки. В большом интервью Дмитрию Гордону один из самых опытных украинских управленцев, бывший премьер-министр Николай Азаров не мог скрыть своего изумления: «Я удивляюсь, как новая Зе-команда набрала в правительство случайных людей… Не может министром образования такой большой страны, как Украина, у которой есть собственная Академия наук, быть человек, которой пишет с грамматическими ошибками. Дело даже не в ошибках, она концептуально не представляет себе, что такое наука и образование».
Речь, как вы понимаете, о министре образования Анне Новосад — 29-летней выпускнице «Могилянки», настойчиво добивающейся закрытия всех школ с русским языком обучения. То есть, наотмашь бьющую по чаяниям того самого электората, который привёл к власти господина Зеленского. Прямой начальник госпожи Новосад, премьер Алексей Гончарук представил на утверждение парламенту программу действий правительства, от глупости и некомпетентности которой должны были бы рухнуть стены Рады. Но устояли, сохранив для дальнейшей законодательной работы свежеиспечённых депутатов — вчерашних свадебных фотографов, блогеров, активистов Майдана и просто красивых девушек. Подробнее на эту тему в моей статье «На стройплощадке воздушных замков».
Катающийся на самокате по Кабмину Гончарук, публично отсыпающийся после гулянки руководитель Офиса президента Богдан, министр экономики Милованов, заявлявший, что его интересует не экономика, а сальса… Может, они некие сверхпрофессионалы, без которых выход страны из кризиса невозможен — бывают же эксцентричные гении. Но, похоже, принцип подбора кадров несколько иной. И если ближайший круг президента ожидаемо составляют его проверенные соратники (глава СБУ — друг детства Игорь Баканов, первый помощник — сооснователь «Квартала-95» Сергей Шефир, заместители руководителя ОП — продюсер «Квартала» Сергей Трофимов и сценарист «Сватов» Юрий Костюк), то дальше начитается обычное кумовство, за которое кандидат Зеленский справедливо критиковал стиль управления своего предшественника.
Портал «ЛIГА.net» приводит весьма любопытные данные по некоторым кандидатурам управленцев среднего звена. В сентябре Зеленский назначил на должность государственного уполномоченного Антимонопольного комитета Ирину Копайгору, дочь Ивана Копайгоры, преподававшего Зеленскому в Криворожском экономическом университете (причём отец нынешнего президента также преподает в этом университете); по итогам парламентских выборов от «Слуги народа» в Раду прошёл Александр Завитневич, чья супруга Наталья училась в одном классе с Зеленским и который стал председателем комитета Верховной Рады по национальной безопасности; в июле правительство по квоте президента утвердило членом наблюдательного совета «ПриватБанка» Юлию Мецгер. Как сообщает издание, Мецгер — давняя подруга актрисы «Квартала-95» Елены Кравец, они дружат семьями и обе родом из Кривого Рога. Ну и так далее и тому подобное: «Кому нравится, когда президент назначает на должность своего кума или армейского друга? Почему так происходит уже 28 лет?»
Но куда больший аппаратный вес представляют люди тёртые, опытные, которые и придают команде Зе неистребимый дух майданной преемственности. Например, министр иностранных дел Вадим Пристайко — бывший заместитель приснопамятного Климкина. Или назначенный пару дней назад заместителем нового генпрокурора Рябошапки бывший замглавы СБУ при Порошенко — Виктор Трепак. Любопытно, что вышеозначенный Трепак посильно участвовал в раскрутке «дела Манафорта», то есть в интриге против Трампа, а теперь оказывается в ведомстве, которое по просьбе того же Трампа может заняться расследованием американской коррупции и вмешательства Украины в американские выборы. Не доглядели важное назначение? Не думаю.
В отличие от птенцов гнезда Зеленского (Офис президента) или контролируемых извне «соросят» (основная часть правительства), тяжеловесы украинской политики представляют самодостаточные альтернативные центры влияния: вспомним хотя бы вездесущую тень духовного отца нашего драматического персонажа — Игоря Коломойского. Здесь выделяется фигура могущественного министра МВД Арсена Авакова — мультимилионера, хозяина правоохранительных органов, кукловода неонацистского движения. Человека, который фактически сотворил Зеленского президентом — и сейчас это самая большая кадровая проблема Владимира Александровича. «Я господину Авакову ничего не должен», — многозначительно обронил президент в ходе своего пресс-марафона. А вот это мы ещё увидим.
Аваков набрал себе в штат настолько одиозных персонажей, что они заставили встрепенуться даже самых завзятых оптимистов и сторонников Зеленского. Однако и на этом Арсен Борисович не успокоился. Возможно, неспроста срыв разведения сил в Золотом был организован именно подотчётным ему руководителем ультраправых Андреем Билецким. В ответ Кабмин тут же притормозил назначение нового губернатора Харьковской области Алексея Кучера (34-летнее дарование, которое считают креатурой бывшего губернатора Харьковщины, а ныне министра МВД). Соответственно, застопорилось продвижение и другой кандидатуры Авакова — ныне действующего и.о. губернатора Юлии Светличной — на пост зампреда СНБО.
Во время вчерашнего общения с прессой в киевской обжираловке Владимиру Зеленскому даже пришлось слегка приоткрыть дверь в зловонное помещение украинской политической кухни: «Вот сейчас с Харьковом: у меня там две кандидатуры. Только я начинаю рассматривать, столько грязи на этого человека выливают. Все — местные, неместные, любые средства массовой информации. Потому что кланы ведут борьбу, не хотят ничего потерять». Конечно, кланы не хотят потерять, они хотят приобретать — недра, деньги, рабов… И ради этого богатства никакой Украины им не жалко.
Под давлением различных обстоятельств, групп влияния, сиюминутных интересов, господин Зеленский вынужден расставлять на ответственные посты порою таких людей, которых приличный человек не пустил бы и на порог. Теперь, как говорил классик, его окружают дружелюбные лица, тесно смыкая своё кольцо. Исполнителю остаётся либо смириться с навязанной ему коллективной волей, либо ждать, когда окружающие окончательно его предадут. Впрочем, в настоящей драматургии всегда остаётся место и для неожиданной развязки.