Юрий, мэр Одессы Труханов на днях вспомнил старую идею порто-франко после того, как представитель «Слуги народа» начал против него информационную кампанию. Одесский облсовет параллельно с этим принял решение обратиться к Зеленскому с требованием отказаться от продажи земли, чего раньше он никогда не делал. Нет ли в этом признаков того, что Одесса пытается вернуть себе политическую субъектность?
— Мне кажется, что сама постановка вопроса «вернуть себе политическую субъектность» неверна, потому что сложно вернуть то, чего не было. На самом деле политической субъектностью как таковой Одесса не славилась никогда — ни при Российской империи, ни при СССР, ни при домайданной, ни при постмайданной Украине.
Большую часть истории Одессе просто не было смысла бороться за свои права, она всегда была любимым и достаточно балованным ребёнком. А когда уже при Украине такая потребность возникла, то оказалось, что одесситы этого попросту не умеют.
И если донецкий и днепропетровский кланы, борьба которых за власть долгое время определяла, а во многом и сейчас определяет политическую карту Украины, по сути начали эту борьбу ещё при СССР, во всесоюзных масштабах, заточив в этой борьбе клыки и накачав мышцы, то одесские кланы во все времена боролись преимущественно между собой, не слишком интересуясь тем, что происходит за пределами условной городской черты.
И то, что происходит сейчас, — это как раз подтверждение этого тезиса. Потому что, к примеру, то же голосование против продажи земли — это не что иное, как часть движения по раскачке режима Зеленского, которым дирижируют люди Порошенко. Только если в других городах это происходит под лозунгом «нет капитуляции», то у нас, ввиду, конечно, местной специфики, в частности того, что облсовет не сможет принять решения без голосов «Оппозиционной платформы», это приобрело вот такую форму.
Но это, опять-таки, не субъектность, а наоборот: это смычка с одним из борющихся за власть кланов также, как раньше, к примеру, «одесские» смыкались с «донецкими».
Что же до Труханова и порто-франко, тут вообще что-то другое. Труханов входит в предвыборный период (у нас выборы мэра и горсовета в 2020 году) и сейчас, думаю, пробует на вкус ту или иную риторику. Другое дело, что для Труханова «портофранковская» риторика очень нетипична, а в украинской реальности она вообще на грани фола.
Но тут, вероятно, расчёт на то, что отчаянные времена (для Труханова, который имеет отличные шансы проиграть выборы людям Зеленского) требуют отчаянных решений.
- Одесские майдановцы (Стерненко, Домбровский и прочее) рассорились между собой. Создает ли это окно возможностей для "куликовцев", идейных противников новой власти?
— Одесские майдановцы рассорились между собой ещё до Майдана. Причём многие из них ещё в 2014 году воевали друг с другом куда активнее, чем с «ватниками» и «куликовцами». Это, кстати, опять же к вопросу о кланах и субъектности — вот такая вот местная специфика, которую даже недавно приехавшие в город люди, как видно, отлично усваивают.
Существенным образом на ситуацию их нынешние дрязги не влияют. Ключевая проблема и Куликова поля образца 2014-го, и нынешних «куликовцев» — не в противостоянии с «майдановцами», а в том, что не вполне понятно, как и чего в нынешней ситуации вообще можно добиваться.
Если говорить грубо, то нет понимания, чего, собственно, хочет Россия, что она может, а чего не может предложить, на что можно рассчитывать и так далее. Пока все разговоры крутятся исключительно вокруг газовой темы, однако эта тема за минувшие скоро уже 30 лет настолько заболтана, что далеко на этой лошади не уедешь.
— В последние дни появилась новая, достаточная неожиданная тема, что в Одессе, чуть ли не в городской черте будет построен космодром.Я так понимаю, это — не "шутка юмора".Насколько Одесса удачное место для расположения космодрома?
— Не очень удачное, хотя смотря с чем сравнивать. В принципе, для космодрома лучше бы располагаться поближе к экватору, где для дополнительного разгона ракет можно использовать вращение Земли. Но на практике большинство космодромов расположены достаточно далеко от экватора.
С этой точки зрения, Одесса, скажем, хуже Байконура, но лучше, например, Восточного, уж не говоря о Плесецке. Хотя, конечно, из этих соображений было бы лучше строить космодром, скажем, в Крыму, но с этим у Украины, конечно, даже при самом большом желании возникли бы в нынешней ситуации некоторые проблемы.
Ну и ещё помимо чисто физического, есть и другой фактор: космодрому, ввиду характера его деятельности, желательно бы располагаться в как можно менее людном месте, далеко от крупных городов и тому подобного. И с этой точки Одесская область с достаточно большой по сравнению с другими регионами плотностью населения, уж не говоря о самой Одессе, подходят, мягко говоря, плохо.
- Как вы оцениваете перспективы досрочных выборов мэра Одессы, а также депутатов городского и областного советов? Сохранит ли партия «Слуга народа» свою популярность? Может ли в одесском регионе появиться новая популистская политсила, аналогичная «Слуге народа», но с более радикальной, пророссийской позицией?
— Это самый интересный вопрос всей одесской политики. По моей информации, до конца года выборов точно не будет, возможно, их решат провести весной 2020-го. Но при этом всё равно надо будет проводить «срочные» выборы осенью, и не вполне понятно, зачем тогда вообще это делать.
Плюс: пока нет правовых оснований для таких выборов. Плюс: далеко не факт, что в окружении Зеленского, которое весьма неоднородно, существует консенсус по поводу отношения, скажем, к нынешнему мэру Одессы Труханову. В общем, это один из тех вопросов украинской политики, ответ на которые не знает, пожалуй, никто. В смысле, вообще никто.
Что до популярности, то, по моей информации, она начала падать уже сейчас, хотя и остаётся достаточно высокой. Социологи ещё до выборов говорили, что избиратели ждут от нового президента результатов и перемен в ближайшие девять месяцев. Ну, шесть из них уже прошли. Посмотрим, что покажет Зеленский в оставшееся время, но если никаких ярких результатов не будет, то успехи 2019 года в 2020-м будут его команде уже недоступны.
Что же до пророссийских сил, то об этом я уже говорил: проблема в первую очередь в том, что неясно, чего, собственно, хочет от Украины в среднесрочной перспективе сама Россия. По крайней мере, отсюда, из Одессы, это представляется совершенно туманным: создаётся ощущение, что в Кремле вообще хотели бы закрыть «украинский вопрос», как-то «разрулив» с Донбассом и Крымом, а дальше по возможности вообще больше не вспоминать о существовании какой-то там Украины.