Рыхлая и слабая команда Зеленского, так и не сумевшая до сих пор перехватить рычаги управления на уровне низшего и среднего административных звеньев, зримо шатается и завалиться может в любой момент. Силовой элемент в ее архитектуре оказался сомнительной и выпадающей частью после того, как выяснилось, что «Национальный корпус» Билецкого не намерен подчиняться министру внутренних дел Авакову, которого вопреки настроениям в обществе оставили в правительстве именно для того, чтобы он сдерживал якобы контролируемых им радикалов. Все, в этом сюжете поставлена финальная точка. Он не способен сдерживать самую опасную и дееспособную радикальную группу.
Проблема, однако, заключается в том, что продать Европе и США захват власти как отвечающий их интересам и интересам Украины точно не получится. И Вашингтон, и Париж с Берлином совершенно определенно выступили за подписание «формулы Штайнмайера» и дальнейшее мирное урегулирование, включая выполнение требования Москвы о создании демилитаризованных зон у Петровского и Золотого. Радикалы же последовательно срывают мирный процесс, выступая, во-первых, против согласования вышеупомянутой «формулы», во-вторых, противодействуя разведению сил у Золотого, где «Национальный корпус» выставил блок-посты.
То есть уже сейчас можно очень легко представить себе, как отреагируют западные кураторы Украины на очередной переворот. Ни о какой поддержке, как в 2014 году, не может идти речи. А это означает, что Украина лишается финансовой поддержки, без которой она просто не в состоянии выжить, и своего устоявшегося местоположения на геополитической карте. Более того, нет сомнений, что она в случае захвата власти радикалами попадает под жесткие международные санкции, что для нищей и ежедневно теряющей промышленные и индустриальные активы страны означает окончательную экономическую деградацию.
Есть еще один существенный аспект. Контроль над Украиной радикалы могут получить, только установив диктатуру, поскольку у них нет даже минимальной общественной поддержки. Им придется жестко гасить любое недовольство и чинить расправу над оппонентами, которые легко смогут обосновать полное беззаконие их действий. Откровенного, не считающегося с населением диктатора, масштабно вырезающего оппозицию, Запад не поддержал бы, даже если не выступал за успех мирных переговоров. Сегодня в рамках международной политической этики это просто невозможно.
Не слишком полагаясь на интеллектуальные ресурсы радикальных противников команды Зеленского, я все же уверен, что они не могут не понимать, что, подобрав власть, которая сегодня, что называется, лежит на улице, им придется столкнуться с резко негативной реакцией тех, кто сегодня называет себя партнерами Украины. Именно поэтому уличные протесты на прошлой неделе, хотя их и можно назвать масштабными, ни в коем случае не являются репетицией нового Майдана. Это скорее напоминание о том, что политической повесткой страны все еще заправляют националисты и Зеленскому не стоит об этом забывать. А он помнит. Его последние заявления о том, что «формула Штайнмайера» не означает предательства национальных интересов, — это попытка оправдаться перед теми, кто продолжает определять политический курс страны.
Новый президент повторяет ту траекторию, по которой двигался его предшественник. Я не открою никакого секрета, если скажу, что Порошенко не являлся и не является никаким националистом. Достаточно вспомнить, что именно он поставил свою подпись под неприемлемыми для радикалов Минскими соглашениями. «Формула Штайнмайера» была попыткой оформить компромисс, который должен был снять остроту проблемы. В Прокрустово ложе националистической доктрины Порошенко был загнан, думаю, против своей воли. Сегодня туда же гонят новую власть. По большому счету, критикам Зеленского совсем не обязательно захватывать Банковую и правительственные здания и объявлять себя новыми правителями Украины. Им надо сделать другое — поставить Зеленского в такие условия, в которых он вынужден будет дезавуировать согласованную в Минске единую редакцию, сорвать создание демилитаризованных зон и поставить, таким образом, крест на встрече нормандской четверки. И тогда президента можно будет «брать тепленьким». Он вынужденно облачится все в те же националистические одежды.
И националисты определенно переигрывают Зеленского, навязав ему свои правила игры и собственное понимание текущих процессов. Сейчас уже складывается комбинация факторов, при которой довольно скоро Владимир Зеленский сам не заметит, как войдет в кондицию Порошенко. Захват власти, оказывается, не нужен, ее необходимо идеологически переформатировать. Это и происходит прямо у нас на глазах.