Богдан Чмола открыл в субботу Фестиваль украинских фильмов актуальной фразой: «Кто-нибудь смотрел новости на этой неделе?», пишет американская газета The New York Times.
После многих лет, в течение которых Украину, родину родителей г-на Чмолы, в Америке просто не замечали, она вдруг оказалась одной из самых главных новостей в Соединенных Штатах. Украина за последние дни упоминалась в заголовках СМИ чаще, чем в течение всей жизни 68-летнего г-на Чмолы.
«Украина, — заявил Чмола, как гордый отец, обращаясь к примерно к 30-ти собравшимся в зале людям, — является самой горячей темой дискуссий».
Большую часть времени всё, что американцы, как правило, знали об Украине, относилось к пище и к музыке, отметил, не скрывая своего разочарования Чмола. Его мнение разделили и другие зрители, собравшиеся перед показом первого фильма.
Кое-кто, возможно, обратил внимание на недавние революции в Киеве или был в курсе войны, которая происходит на востоке Украины и в которой уже убиты 13 тысяч человек.
Собравшиеся возмущены тем, что люди в США по-прежнему ассоциируют Украину с погромами времен царизма, и указывают, что ее жители там недавно избрали президентом комедийного актера и еврея по национальности, отмечает The New York Times.
Обращает на себя внимание то, что слишком много экспертов украинского происхождения в выступлениях по телевидению, говоря об Украине, иногда используют определенный артикль (the Ukraine), как будто она все еще продолжает быть просто одним из регионов Российской империи.
«Ведь не употребляют же определенный артикль, когда говорят о Франции или об Испании», — сказал вполголоса Пол Герлах, глава украинской общины Западной Пенсильвании, который и организовал этот кинофестиваль.
Но приходит новость, что президент Трамп в телефонном разговоре с президентом Украины настаивал на проведении расследования в отношении членов семьи Байдена, и Украина после этого стала единственной темой, о которой все стали говорить в новостях. Возможно, это плохая новость для г-на Трампа, или для Джо Байдена, или для Руди Джулиани. А для Украины?
«Я исключительно позитивно оцениваю эти события, — заявил The New York Times Пол Герлах. — Чем больше новостей об Украине, тем лучше».
Следует сделать одно уточнение: мало кто из собравшихся в зале полагал, что это дело плохо закончится для Трампа. После просмотра серии интервью люди пришли к выводу, что эта история сфабрикована демократами, утверждает The New York Times, а ставшая достоянием гласности информация значительно больше свидетельствует о сомнительных делах семейства Байденов.
Украинско-американская диаспора в этом месте, по крайней мере, если говорить о людях среднего возраста, пришедших на кинофестиваль, представляет собой прочную вотчину Трампа.
«Этот президент великолепен, — сказала 48-летняя Ханна Дзямко, фармацевт по профессии, эмигрировавшая в Соединенные Штаты в 1997 году. — Все, что он делает, — просто невероятно, он во всем добивается успеха», приводит ее слова The New York Times.
Эти чувства частично подпитываются тем, что американские украинцы считают непростительно слабым ответ администрации Обамы на так называемое российское вторжение в Украину, — так называют в СМИ США присоединение Крыма к России, прошедшее на основе референдума жителей полуострова.
При этом, The New York Times утверждает, что Трамп отложил направление военной помощи Украине — эта отсрочка находится в центре нынешнего скандала, — однако, в отличие от своего предшественника Обамы, он согласился предоставить Украине оружие.
Более глубокая причина кроется в том, что многие люди, включая иммигрантов из других коммунистических или бывших коммунистических стран вроде Кубы или Вьетнама, относятся с глубоким недоверием к любому, даже самому незначительному, доброму слову по поводу социализма.
«В течение восьми лет Обама пытался вернуть нас к социализму, — сказала г-жа Дзямко. — Мы не хотим этого».
Странным образом осуждение социализма в изданииThe New York Times переплетается с сегодняшними реаолиями. Похоже, авторы издания не особенно разбираются в политической и экономической системе очень далекой для них России.
Поэтому, из-за незнания реальной ситуации в России и Украине, у автора The New York Times возникает вопрос: что можно сказать о восторженных словах Трампа о Путине, о его желании вернуть Россию в Большую семерку, о намерении его сотрудников работать в интересах Кремля, о выраженном им желании по поводу того, чтобы президент Украины «встретился» с Путиным?
Кое в чём из этого, на самом деле, сложно разобраться, признали некоторые присутствовавшие на кинофестивале зрители. Однако они считают: важно понимать, что г-н Трамп руководствуется стратегией длительной игры.
«То, что он делает, может показаться плохим для Украины сегодня, однако через год это будет прекрасным вариантом для нее», — сказал Джордж Гончар, почти ушедший на пенсию агроном.
По его словам, нужно сконцентрировать внимание на том, как все это скажется на имидже Украины в Соединенных Штатах.
«После всех событий этой недели я не буду удивлен, если мы увидим больше ребят в нашей украинской школе, родители которых, возможно, стеснялись раньше своих корней, — сказал он в Клубе украинско-американских граждан, в наполненном сигаретном дымом баре с большим залом, расположенном в Карнеги, в пригороде Питтсбурга. — Это вселяет в них гордость, и так и должно быть! А если этого не происходит, то они глупцы».
Клуб, расположенный напротив потрясающей Украинской Православной церкви, украшен флагами, а также картиной девочки, играющей на бандуре, национальном украинском инструменте. Членами клуба являются, в основном, ирландцы.
Западная часть штата Пенсильвания привлекала к себе волны украинских иммигрантов. Начался этот процесс в Х1Х веке, когда они появились здесь для работы на сталелитейных заводах, угольных шахтах и на железной дороге. Золотые купола украинских католических и православных церквей возвышаются сегодня по всему региону.
Однако сами приходы уже старые, не в лучшем состоянии, и часто лишь доход от продажи домашних pierogi (с польск. вареники — прим. редакции) позволяет оплатить лишь самый необходимый ремонт.
Хотя примерно 100 тысяч человек в этом регионе имеют украинские корни, сплоченное сообщество здесь так и не сформировалось, что вызывает разочарование у таких самопровозглашенных патриотов как г-н Гончар. Он надеется на то, что ситуация будет меняться.
В пятницу вечером по его приглашению небольшая группа людей собралась в плохо освещенном зале в здании клуба для обсуждения событий минувшей недели. Все были уверены в том, что демократы пытаются сделать из мухи слона и что Трамп прав, выступая против коррупции на их бывшей родине — и даже самые ревностные сторонники Украины не могли ничего возразить.
Однако не все были настроены оптимистично, и не все верили, что повышенное внимание к этой проблеме поможет ее решить.
«Это лишь короткая вспышка, — сказал 56-летний Стивен Галущак, активно участвующий в усилиях по продвижению украинской идентичности. По его мнению, Украина в течение долгого времени подвергалась давлению со стороны более крупных держав. «И вновь Украина оказалась всего лишь пешкой на шахматной доске».
Вечером следующего дня, когда в зале зажгли свет после показа первого фильма в рамках фестиваля — он повествует о событиях 1930-х годов, о жестокости советского господства, — г-н Гончар поднялся со своего места.
«Этот зал должен быть заполнен. Стыд и срам для нашего народа, — заявил он, обращаясь к присутствующим. — И вот что я хочу сказать нашим соотечественникам — американцам, размышляющим о социализме: Постыдитесь!»
Он был слишком взволнован, и поэтому больше не сказал ни слова и вышел. Однако 57-летняя Натали Онуфрей захотела кое-что добавить от себя.
«Все, что показано в этом фильме, является правдой», — сказала она. На самом деле, по ее словам, все было еще хуже: террор, искусственный голод, массовые убийства. Если люди не соглашались с этой политикой или критиковали власти, их убивали.
«А теперь мы приходим домой, и слушаем все эти пустые разговоры, — сказала она, имея в виду новости в Америке, куда она приехала почти 30 лет назад. Жизнь не совершенна, политики не идеальны, сказала она. Однако нынешние межпартийные разборки просто невыносимы. «Эта страна просто мечта, — сказала она. — На что мы жалуемся? Это абсолютный грех».
Материал подготовлен на основе перевода сайта inosmi.ru