Политик напомнил, что для получения паспорта необходимо выполнить два условия: доказать свободное владение венгерским языком, что подтверждается сертификатом, и наличие гражданства Венгрии у матери или бабушки. Если справку о том, что родственники в 1939-44 годах проживали на территории Закарпатья, можно купить в архиве, то для изучения языка нужно немало времени.
Будапешт наделил глав сельских, поселковых и городских советов полномочиями принимать экзамен на знание языка, сейчас их судят за нарушение законодательства Венгрии о принятии в гражданство, потому что больше половины людей, получивших паспорт этой европейской страны, не имеют венгерских корней и не говорят на венгерском.
«Полиции дано указание — если человека останавливают, он показывает венгерский паспорт, но не говорит и не понимает венгерского языка, паспорт забирается. Есть такой "Вестник президента Венгрии", потому что принимает в гражданство президент. Принимает тихо, потому что Венгрия и Румыния не афишируют, чтобы у человека на Украине не было проблем. Зато 2-3 страницы в каждом вестнике «лишить гражданства Венгрии такого-то, такого-то…» То есть афишируют на все 100%», — рассказал бывший губернатор Закарпатской области Геннадий Москаль.
По его словам, на один выданный паспорт приходится 10-20 аннулированных.
2 августа 2019 года бывший военный прокурор Украины Анатолий Матиос заявил, что до 300 тысяч жителей Закарпатья имеют и украинский, и венгерский паспорта.
Венгрия придёт — порядок наведёт
В интервью изданию Украина.ру политолог Алексей Якубин выразил мнение, что действия властей Венгрии обусловлены желанием навести порядок в области выдачи своих документов и ввести его в рамки законных процедур, особенно с учётом серьёзных проблем с коррупционной составляющей на местном уровне.
«Это связано с тем, что каждому носителю венгерского паспорта на Украине полагаются определённые выплаты из венгерского бюджета. Таким путём просто борются с нецелевым использованием государственных средств. Никаких подтекстов здесь нет. Евросоюз эта программа не сильно волнует», — заявил политолог Кирилл Молчанов.
Он напомнил, что в приграничных сёлах на венгерской территории бывали случаи, когда прописывали по 50-60 украинских репатриантов, чтобы они получили паспорта. На Закарпатье на этом сформировался целый бизнес.
Оба эксперта уверены, что массовое аннулирование документов жителей Закарпатья не стоит рассматривать как смену политики Будапешта по отношению к Украине. Это просто попытка повлиять на деятельность местных чиновников.
При этом, по словам Якубина, Венгрия рассчитывала, что новое руководство Украины пойдёт на диалог по наиболее болезненным вопросам, но команда президента Владимира Зеленского пока, во всяком случае, не собирается менять установки Петра Порошенко ни по закону о языки, ни по закону об образовании, поэтому сложно предположить, что Венгрия откажется от своей последовательной позиции в отношении Украины.
В интервью газете «Известия» глава МИД Венгрии Петер Сийярто отметил различие подходов нынешних украинских властей со своими своих предшественниками — пог его словам, он проявляет больше гибкости, делает положительные заявления о готовности изменить ситуацию — и наметившуюся более позитивную атмосферу двусторонних отношений.
«Но нам хотелось бы увидеть конкретные действия. Пока никаких реальных шагов, направленных на решение языкового вопроса, Украина не сделала — только заявления. Мы были бы счастливы, если бы слова украинцев подкреплялись ещё и практическим содержанием. Если этого не произойдёт, мы будем вынуждены перейти к рассмотрению дальнейших мер», — предупредил дипломат.
Хотели реальных действий — пожалуйста. 3 октября в эфире канала «Прямой» министр образования и науки Украины Анна Новосад объявила, что все школы страны перейдут на обучение на государственном языке: русскоязычные заведения — с сентября 2020 года, а школы с языками нацменьшинств, которые относятся к языкам Евросоюза, — с сентября 2023-го — при этом сохранится возможность изучать родной язык или литературу на родном языке.
Один паспорт хорошо, а два лучше
Желание граждан Украины получить ещё один паспорт, несмотря на запрет на двойное гражданство, чаще обусловлено не стремлением сохранить связи с исторической родиной своих предков, а попытка получить дополнительные социальные гарантии на фоне падения уровня жизни в стране.
«Те, кто живут на границе с другим государством, пытаются получить его документы. В тех же Черновцах такая ситуация с румынскими паспортами. Вопрос не в неверии в Украину, а в том, что так намного практичнее и удобнее», — сказал Молчанов.
В свою очередь, Якубин обращает внимание, что это прямое следствие той политики, которую проводит украинское государство: если правительство постоянно сокращает расходы на медицину, образование и любую социальную помощь, то не удивительно, что люди ищут возможности получить эти социальные блага от другого государства.
«Ведь современная государственность — это и есть социальные гарантии своим гражданам, мир уже давно не живет по правилам XIX века. Более того, такая тенденция вполне может не только сохраниться, но и усилится, поскольку, судя по пятилетней программе нынешнего Кабинета министров, кардинальных изменений украинское руководство не предусматривает», — заявил он.
По словам политолога, чтобы желание правительства остановить отток населения и сделать рождаемость вдвое выше смертности воплотить в жизнь, нужно
полностью поменять парадигму развития государства, а этого как раз никто делать не собирается, а также задуматься о либерализации подхода к двойному гражданству, поскольку запреты в этой области просто не работают.
Выдача паспортов жителям других стран нацелена на повышение лояльности новых соотечественников и консолидацию этнического населения, вместе с тем государство получает мощный аргумент в переговорах с той страной, на территории которой проживают эти люди — любое деструктивное действие можно рассматривать как угрозу правам и свободам своих граждан и выдвигать ультиматум на более высоком уровне, например, блокирование саммитов Украина-НАТО, как сделала Венгрия.