Яременко — не просто микроблогер. Он народный депутат и председатель парламентского комитета по иностранным делам. В прошлом — высокопоставленный работник МИД (в 2013 году был представителем Украины в Организации черноморского экономического сотрудничества), с января 2014 года — председатель правления благотворительного фонда «Майдан иностранных дел». Последнее место работы как бы подводит итог всей его деятельности.
Если говорить о публикации в "Фейсбуке", то смысл месседжа Яременко сводится к тому, что предыдущее руководство Украины занимало слабые позиции, но сейчас к власти пришли настоящие патриоты, которые покажут Путину…
Суть переговорной позиции Украины сводится к трем пунктам.
Во-первых, Украина отказывается от внесения изменений в Конституцию относительно статуса ОРДЛО.
Собственно, по большому счету, на этом можно было и закончить. Внесение изменений в Конституцию — непременное требование Минских соглашений, увязанное с децентрализацией (т.е., ее тоже нужно отменить). Отказ от конституционных изменений означает отказ от Минских соглашений как таковых. После этого высокопарное заявление «дипломата с Майдана» о том, что «пусть откажется он (Путин), а не вы», выглядит немножечко по-дебильному — он ведь уже отказался от "Минска".
Впрочем, в интервью «Лиге» Яременко говорит: «Мы не можем отказаться от Минских договоренностей». Отказаться, значит, не можем, но будем сами определять, что где выполняем, где не выполняем, а где рыбу заворачиваем. Мы это видели уже на примере политики Порошенко. Тут ничего нового нет.
Во-вторых, какие-либо политические шаги, по мнению Яременко, могут делаться только после выполнения условий по безопасности.
Собственно, тут вопросов не должно было быть, если бы не знание того, что прошлая администрация президента Порошенко под этим лозунгом блокировала какие-либо подвижки в переговорном процессе. «Формула Штайнмайера» как раз и предназначалась для того, чтобы совместить движение по военному, гуманитарному, политическому и экономическому направлениям.
В-третьих, местные выборы должны проходить по всей стране и на основе единого закона.
Это опасная позиция — он ведь предлагает увязать контроль над страной (досрочные выборы органов местного самоуправления должны привести к победе «Слуги народа»), который нужен нынешней власти безусловно, с полным урегулированием на Донбассе, которое даже если и нужно, то может подождать.
Что до выборов на основе единого закона, то это тупик — действующий закон пропорциональный, значит надо создавать в ОРДЛО партийные организации украинских партий до завершения урегулирования. Это, понятно, нереально, потому в ОРДЛО предлагают мажоритарку. Кстати, Минские соглашения предполагают согласование с представителями ОРДЛО формата выборов. Тут, очевидно, пример той самой «майданной дипломатии» — представлять в качестве условия переговоров то, что должно быть их результатом.
Помимо того, что выписано в Фейсбуке, есть и другие аспекты. Например, «тяжело ожидать, что Украина когда-нибудь согласится на формулировку амнистии, которая прописана в Минских договоренностях». Считайте — еще минус один пункт…
С другой стороны, есть и отличия от позиции Порошенко. Например: «Сейчас мы занимаемся Минском, а не подготовкой введения миротворцев. Это каким-то образом удавалось Порошенко — одновременно заниматься и тем, и тем, но нигде не добиваться результата. Это следующий шаг, на случай если Минск не срабатывает».
Впрочем, в интервью Яременко вполне четко объясняет, почему он не считает нужным выполнять Минские соглашения: «Россия хочет, чтобы Донбасс вернулся в состав Украины для того, чтобы снять с себя ответственность. (…) Россия может жертвовать своими экономическими интересами, но пока что все свидетельствует о том, что Россия хочет вернуть нам Донбасс. Но в силу характера российской дипломатии, они хотят сделать это на своих условиях». В таком случае Украина должна настаивать на своих условиях и, если будет достаточно последовательна, Россия от своих требований откажется. Украина, впрочем, готова к компромиссам: «то, что мы ведем переговоры о своих территориях, это уже уступка».
Правда, тут же оказывается, что это всего лишь предположение и сам Яременко не знает, действительно ли Россия готова к капитуляции и принятии требований Украины, в том числе — прямо противоречащим Минским соглашениям.
Суть концепции Яременко понятна. Украина может оказать России большую услугу, забрав себе совершенно ей ненужные Донбасс и Крым (держим в уме Кубань, Воронеж, Брянск, «Серый клин» в Сибири и «Зеленый клин» на Дальнем Востоке). А если Россия все это не отдаст — ей же хуже. Пусть содержит эти территории и несет за них ответственность.
Странно, что Яременко не пытается посмотреть на ситуацию с другой стороны — ведь легко найти доказательства того, что Крым и Донбасс (да и другие территории) экономически убыточны и населены столь генетически неполноценным населением, что никакое вменяемое государство нести за них ответственность не будет и, соответственно, пусть проваливают на все четыре стороны. Впрочем, «логика» и «майдан» — понятия несовместимые…
Хотелось бы все же верить, что это — «формула дипломата с Майдана», а не «формула Зеленского».