Как бы то ни было, к концу года Нацбанк планирует снизить инфляцию до 6,3%. Хотя годовой показатель инфляции в госбюджете-2019 — 7,4%.
Эксперты сходятся во мнении, что официальная статистика дезинформирует население насчёт динамики цен на товары, услуги и продукты питания. И цены эти идут на повышение под влиянием традиционных факторов.
Следовательно, украинцы будут работать все больше на еду, так как продукты питания занимают в потребительской корзине более 50%.
Товарищи дегенераты
Эксперт ОО «Фонд общественной безопасности» Юрий Гаврилечко возмущен враньём со стороны государственных статистов и хотел бы лично поговорить с «товарищами дегенератами, которые рассуждают об инфляции».
«Очень интересно посмотреть на так называемого специалиста Госстата или Нацбанка, который нашел бы хоть где-нибудь те продукты, товары и услуги, которые с начала года в среднем якобы выросли в цене всего-навсего на 7%. Это бред сумасшедшего, который не имеет никакого отношения к реальности», — сердится экономист.
Он утверждает, что люди никоим образом не заметили бы подорожания продуктов на 7% в полугодичном интервале. Они, однако, это заметили, а значит, цены выросли существенно.
Так, по словам Гаврилечко, в прошлом году в этот же период картошка в рознице стоила максимум 5-8 грн/кг. Нынче же ее продают по 12-20 грн/кг. Лук в 2018 году покупался по 6 грн/кг, сейчас — 12-15 грн/кг. Морковь раньше можно было купить за 2-3 грн/кг, сейчас самую дешёвую можно найти по 7 грн/кг, а в основном она продается по 15 грн/кг.
«Если сало сейчас стоит порядка 100 грн за килограмм, а год назад — около 40 грн, это что, рост цены в 5-7%?» — вопрошает финаналитик.
Связь картошки и яблок
Свежие данные об овощах, фруктах и мясе предоставил председатель Союза украинского селянства Иван Томич.
Более чем вдвое подскочила в цене украинская картошка и по сравнению с прошлым годом вскоре будет стоить уже втрое дороже. Примерно во столько же подорожают и яблоки. Некоторые овощи упадут в цене, а традиционные «салатные» останутся на прежнем уровне и позже тоже вырастут. «Такая ситуация с ценами на яблоки и вообще на фрукты удержится до мая-июня 2020 года», — отметил аграрий.
Всему виной, сказал он, погодные условия. Нынешний урожай картошки оказался по объёму втрое меньшим, чем в прошлом году. Это будет самый слабый сбор картофеля за последние 10-15 лет. Соответственно и цена на этот продукт будет одной из самых высоких за все эти годы.
Второй фактор высоких цен на картофель — он на 98% выращивается и производится мелкими предпринимателями. «Там нет никаких сортов и технологий. Все, что собрали, — это то, что бог дал вырастить. Пока такая структура производства будет оставаться, мы будем продолжать жить в непрогнозируемых условиях по урожаю картошки», — заключил эксперт.
Капуста и лук, помидоры и перцы
Аналитик добавил, что приблизительно в 1,5 раза на ближайшие несколько месяцев опустятся цены на капусту, лук, морковь и буряк (свёклу). По сравнению с 2018 годом посевные посадочные площади для этих овощей были увеличены. Производство увеличилось — цена уменьшилась.
Цены на помидоры, огурцы и перцы, говорит Томич, выросли в сравнении с этим же периодом прошлых лет и будут оставаться такими до октября-ноября. А перед рождественскими праздниками вырастут в два-три раза.
Валовое производство сахара в Украине на сегодняшний день упало, соответственно с ноября-декабря цены на него увеличатся. Их пик придется на май-июнь 2020 года.
Хлеб и мясомолочка
Что же до хлеба, то за год он, по прогнозам, должен подняться в цене процентов на 20. В прошлом году прогноз по повышению был выше.
«Касательно животной продукции, свинина и говядина показывают тенденцию к росту цены. К новому году она однозначно вырастет от 10% до 20%. Причина — уменьшение поголовья скота и критическое сокращение поголовья свиней за последние четыре года на 50%. А вообще крупного рогатого скота в стране почти уже нет», — пояснил фермер. А раз так, то и производство молочки падает. Цены на нее к январю вырастут на те же 10-20%.
Лишь бы не 20
Потребительская инфляция в Украине по итогам года может составить текущие 9% или около того. Но это на бумаге. Реальная же средняя инфляция окажется на уровне 12-15%.
«Дай бог, чтобы она (инфляция. — Ред.) была не 20%. Но как пить дать, 12-15% — это будет та инфляция, на которую нужно равняться. И то это ещё оптимистический показатель», — сказал экономист.
Если мука за месяц дорожает примерно на 25% и повышает цены на изделия из пшеницы (белый хлеб), то ясно, что ни о каких 7-9% инфляции речи идти не может, привел пример Гарбарук.
Кроме того, он заметил, что повышение коммунальных услуг в отопительный сезон в связи с подорожанием природного газа и электроэнергии также отображается на увеличении стоимости продуктов питания. А удешевление газа в летний период — это типичный сезонный фактор.
«С МВФ у нас было оговорено, что газ осенью этого года вместо 8500 грн/1 тыс. куб. м будет стоить 9800 грн/1 тыс. куб. м. А к началу 2020 года будет стоит свыше 12 тыс грн/1 тыс. куб. м. Инфляция будет разгоняться», — прогнозирует финаналитик.
Для кого придумают, а для кого — нет
Мало того, как предполагает Юрий Гаврилечко, осенью цены на энергоресурсы для промышленности будут подняты. Ведь государство пока не решило проблему продления контракта с «Газпромом» на транзит (а также поставку через «реверс» самому себе) газа из России. Нет твердых соглашений по поставкам газа из ЕС. Ни с кем нет договоренностей и по поставкам антрацита.
«Для населения правительство, возможно, что-то и выдумает, но для промпредприятий точно цены на энергоресурсы возрастут», — уверен эксперт.
Природа роста
Монополии и латифундисты, которые получают госдотации (они держат бизнес по производству курятины и яиц, соответственно цены устанавливают они же), а также коррупция захватывают сельхозрынок ввиду отсутствия государственной аграрной политики и господдержки средних и мелких хозяйств, развития семейных фермерств. Они завязывают с убыточным бизнесом.
Кроме того, частные хозяйства ориентируются на цены текущего года и не планируют на пару лет вперед посевы тех или иных овощей. Как только какой-то продукт дорожает, его посадки увеличиваются, как только дешевеет — посадки уменьшаются. Но на будущий год ситуация может сложиться прямо противоположно.
К тому же мощностей для хранения продуктов не хватает, госрезерв уничтожен. Так, лук Украина закупает в Узбекистане, картофель — в Египте, чеснок — в Китае. А стоимость переработки продуктов привязана к существующим процентным ставкам по кредитам, регуляторной политике и стоимости энергоресурсов. Значит, переработка, оптовые и розничные продажи будут требовать увеличения расходов.
«Супермаркеты и мелкие торговые базы увеличат свои затраты на хранение и продажу продуктов», — предвещает Гаврилечко, добавив, что на рост цен повлияют выросшие тарифы на грузоперевозки.
Ещё больше разогнать
Снижения инфляции и учётной ставки (процентная ставка, по которой Нацбанк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Соответственно чем выше ставка, тем выше проценты по кредитам для потребителей. — Ред.), как это прогнозирует НБУ, также не будет. Как сказал Игорь Гарбарук, снижение учётной ставки означает одновременное повышение инфляции.
«Снижать учётную ставку нужно, но только тогда, когда будет стабильная ситуация в экономике. А если мы говорим об очень вероятном увеличении инфляции, то снижать в таких условиях ставку — ещё больше разогнать инфляцию», — объяснил аналитик.
Юрий Гаврилечко напоминает о внешних заимствованиях валюты со стороны Минфина — «10 миллиардов гривен в неделю». В торгах участвуют иностранные спекулянты, скупающие государственные ценные бумаги — ОВГЗ с доходностью 16-20%. Это единственный источник, из которого госказна может получить существенный приток долларов.
«Через полгода, когда инвесторы будут фиксировать прибыль и реинвестировать эти деньги, долларов у государства не будет. К концу года начнется обратный процесс. Сумма в гривнах, которую они получат в виде процентов и денег, которые они потратили на ОВГЗ — это будут ничем не обеспеченные деньги. Это будут инфляционные деньги», — прогнозирует Гаврилечко.
Значит, по его словам, к следующему году Украину ждёт денежная инфляция в 16%. Чтобы ее покрыть, необходим рост промышленного производства и агросектора, который даст как минимум 20%-ный рост экономики.
Но даже если бы такого роста Украина достигла, ей бы всё равно понадобились рынки сбыта своей промпродукции. Ни того, ни другого у нее нет.