Несмотря на то что Рада «однопартийная», некоторые моменты неопределённости всё же были. Прежде всего было неясно, кто будет партнёрами, а кто — оппозицией президенту в новой Раде.
Коалиция
Во фракцию «Слуга народа» вошло 254 депутата, притом что в Раду от партии было избрано как раз 254 депутата.
Это довольно неожиданное явление. Как правило, в президентскую фракцию в наших условиях входит множество независимых депутатов, однако их, скорее всего, просто не пустили. Во всяком случае трудно представить себе ситуацию, при которой никто из независимых не захотел бы присоединиться к победителю.
До последнего момента стоял вопрос о том, войдёт в коалицию только одна фракция или их будет несколько. Распространялись слухи, что в США есть определённые круги (близкие к Демократической партии и Джорджу Соросу), которые настаивали на присоединении к коалиции «Голоса».
Однако у руководства СН практически никакой мотивации для объединения с «Голосом» не было. Простое большинство (причём с запасом) у СН и так есть — даже и без «Голоса». Если бы партия Вакарчука помогла дотянуть до квалифицированного большинства (300 голосов), это было бы интересно, но она получила не 46, а всего 20 (на практике — меньше) мест. При таком результате проще обращаться к нефракционным.
Фракции
В результате в Раде сформировано пять «штампованных» по результатам выборов фракций.
— «Оппозиционная платформа» — 44 депутата, притом что выбрано 43. К фракции присоединился многолетний депутат из Харькова Александр Фельдман.
— «Европейская солидарность» — 27, избрано 25. Тут ситуация предсказуемая, поскольку большинство депутатов от БПП шло в качестве самовыдвиженцев. Два «дополнительных» депутата — это Алексей Гончаренко, проявивший необычную для него последовательность, и Андрей Лопушанский.
— «Батькивщина» — 25, избрано 26. Во фракцию не вошёл беспартийный предприниматель из Донецкой области Евгений Яковенко.
— «Голос» — 17, избрано 20. Во фракцию не вошли беспартийный менеджер из Львовской области Галина Васильченко, замминистра Ольга Стефанишина и преподаватель Инна Совсун. Две последние избраны по списку, но Совсун, например, работает в Киевской школе экономики, как теперь понятно, тесно связанной со «Слугой народа». Свои обязательства есть, очевидно, и у Стефанишиной.
Группа Коломойского
В Раде образовалась пока всего одна депутатская группа из 22 членов, и это явление очень интересное.
Группу «За будущее» возглавили Виктор Бондарь (лидер группы «Возрождение») и Тарас Батенко (нефракционный мажоритарщик из Львовской области).
Группа, очевидно, ориентирована на интересы Игоря Коломойского. Во всяком случае в ней хватает людей, обычно связываемых с этим олигархом. Это, например, бывший глава Одесской ОГА Игорь Палица, член партии УКРОП Ирина Костанкевич (само по себе членство в этой партии о близости к Коломойскому не свидетельствует, но вместе с вхождением в группу Бондаря — вполне), члены группы «Возрождение» в прошлом составе парламента Антон Киссе и Юрий Шаповалов.
Входят в группу и влиятельные фигуры, такие как Виктор Балога, Александр Герега, Ярослав Дубневич, Степан Ивахив и Анатолий Урбанский. У первых двух, например, в прошлом составе Рады были собственные мини-фракции, а Ивахив входил в руководство группы «Воля народа».
Оппозиция
Как предполагалось, основной оппозиционной силой в Раде должна была быть фракция «Оппозиционной платформы». Пётр же Порошенко обещал поддерживать нового президента.
На практике, по результатам первых голосований, получилось не совсем так.
«Оппозиционная платформа» не стремится показать исключительную оппозиционность (хотя Виктор Медведчук за Дмитрия Разумкова не голосовал), а вот «Европейская солидарность» по всем кадровым назначениям голосует против, что в принципе не характерно для украинского парламента (как правило, несогласные просто не голосуют за).
Более того, благодаря неаккуратности депутата от СН Елизаветы Богуцкой стало известно, что необходимость сохранения на посту главы МВД Арсена Авакова обосновывается угрозой переворота со стороны Порошенко.
Эксперты к такой возможности относятся иронично. Например, киевский журналист Вячеслав Чечило прокомментировал эту информацию так: «Про Порошенко, готовящего переворот, это очень смешно. Сомневаюсь, что он яичницу без позора способен приготовить».
Судя по голосованию за правительство, отшатнулся от СН «Голос». Учитывая, что речь идёт о правительстве грантоедов, которое партию должно полностью устраивать, речь, видимо, идёт об элементарной обиде — с ними не считаются.
Руководство Рады
Формирование руководства Рады особых вопросов не вызывало. Непонятно только было, кто станет зампредом Рады в условиях, когда депутаты от СН заранее отказались голосовать за представителя «Оппозиционной платформы», а «Европейская солидарность» сама это исключала.
Председателем Рады, как и предполагалось, стал Дмитрий Разумков, которого поддержали 382 депутата (не дала голосов только «Европейская солидарность»).
Первым зампредом стал представитель президента в Раде Руслан Стефанчук, получивший 330 голосов.
С зампредом произошла заминка — потребовалось пять голосований (довольно скромно на фоне спикериад прошлого).
Мустафа Джемилев получил всего 59 голосов, причём голосовала за него помимо ЕС также фракция «Голос».
За Инну Костанкевич было отдано всего 49 голосов, причём почти половина — от её же группы «За будущее».
Нестора Шуфрича поддержали 48 депутатов, причём против его кандидатуры дружно (217 голосов) проголосовали СН, ЕС и «Голос». Во всяком случае в этом вопросе «широкая коалиция» обозначилась, но до 300 голосов она всё равно недотягивает.
В конечном итоге зампредом была избрана представительница «Батькивщины» Елена Кондратюк, за которую проголосовали 318 депутатов (не голосовали ОП и ЕС).
Кабмин
Относительно состава нового Кабмина уже ходит анекдот, что киевские грантоеды прячутся в убежищах — их хватают прямо на улицах и тащат в правительство.
Премьером стал заместитель главы Офиса президента Алексей Гончарук — юрист, занимающийся вопросами реформирования органов государственной власти.
Министром обороны избран Владимир Загороднюк — предприниматель и волонтёр, лоббируемый Коломойским. Эта чудесная кандидатура наглядно свидетельствует, что Зеленский боится чего угодно, но только не военного переворота.
Министром иностранных дел стал Владимир Пристайко, что в общем-то и прогнозировалось. Особых претензий к нему нет, если не считать сам факт работы в МИД и положительные оценки со стороны руководителя Майдана иностранных дел Богдана Ярёменко.
Во всех случаях возражали против назначений президента Зеленского ЕС и «Голос».