В четверг, 22 августа, издание The New York Times написало, что в июле в Мадриде состоялась встреча адвоката президента США Рудольфа Джулини и помощника президента Украины Андрея Ермака, на которой они обсудили два вопроса: первый — возможное вмешательство украинских чиновников в избирательную кампанию 2016 года с целью помешать избранию Дональда Трампа, а второй — расследование деятельности Хантера Байдена — сына бывшего вице-президента США Джо Байдена и возможного кандидата в президенты от Демократической партии — в нефтегазовой компании Burisma Holdings, которая занимается разведкой и добычей газа на Украине.
Джулиани подтвердил журналистам The New York Times факт встречи, подчеркнув, что участвовал в ней как частное лицо, а не по поручению Трампа. Адвокат сказал, что настоятельно призывал Ермака начать расследование с целью установить, были ли визиты Джо Байдена на Украину связаны с бизнес-интересами его сына, и выразил уверенность, что Киев согласится.
«Просто расследуйте эту чертову историю», — повторил свои слова, прозвучавшие на переговорах, Джулиани.
Организовать поездку в Испанию ему помогал Госдепартамент США, которому он позже сообщил все детали переговоров, а о личной встрече с Ермаком договаривался спецпредставитель Госдепартамента по Украине Курт Волкер.
Уже в интервью телеканалу CNN Джулиани рассказал, что дважды разговаривал с советником Владимира Зеленского по телефону, а информацию о его желании встретиться получил от Госдепартамента. По словам адвоката, он сам ничего не спрашивал у Ермака, а только отвечал на его вопросы. Главной темой разговора стал вопрос, мог ли Джо Байден сыграть какую-либо роль в увольнении с поста генерального прокурора Украины Виктора Шокина, который расследовал дело Burisma Holdings. Сам бывший вице-президент в августе 2016 года в интервью изданию Atlantic заявил, что предъявил ультиматум Петру Порошенко, бывшему тогда президентом Украины: либо увольнение Шокина, либо кредит в размере $1 млрд.
Адвокат адвоката видит издалека
Хотя Ермак занимает пост помощника президента Украины по вопросам внешней политики, но дипломатического ранга и опыта не имеет — он выпускник Института международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, с 1995 года занимается адвокатской практикой, специализируясь на авторском праве. В общем — коллега Джулиани.
В налаживание международных связей Офиса президента Украины Ермак включился активно: вместе с Вадимом Пристайко, которого Зеленский рекомендует Верховной Раде назначить главой МИД Украины, ездил в Париж на переговоры в «нормандском формате», а также в июле посетил Вашингтон, чтобы обсудить с представителями Белого дома санкции против России и возможность проведения встречи президентов Трампа и Зеленского. Более того, по информации главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова, президенты России и Украины во время телефонной беседы договорились о переговорном формате Владислав Сурков — Андрей Ермак.
Во встрече Джулиани и Ермака нет ничего удивительного, ведь до личного знакомства Трампа и Зеленского остаётся не так много времени — 1 сентября в Польше главы государств примут участие в мероприятиях, посвящённых началу Первой мировой войны, — а затем они смогут пообщаться на 74-й Генеральной ассамблее ООН, которая откроется в Нью-Йорке 17 сентября. Для того, чтобы переговоры прошли более продуктивно, позиции сторон нужно прояснить ещё на берегу, а вопросов у Вашингтона к Киеву накопилось немало, прежде всего Трамп, готовящийся вступить в борьбу за второй президентский срок, намерен прояснить, какую роль Украина сыграла во время выборов 2016 года и не будет ли она снова вредить ему, поддерживая штаб демократов.
Почему в Мадрид поехал именно Джулиани, а не какой-либо представитель Госдепартамента, тот же Волкер? Ответ прост — у Трампа практически нет людей из политического истеблишмента, которым он мог бы доверять целиком и полностью, даже после того, как спецпрокурор Роберт Мюллер подтвердил отсутствие его сговора с Россией. В случае, если Киев предъявит тот или иной компромат на американского лидера, защищать его интересы, честь и достоинство будет, конечно, адвокат, то есть Джулиани.