Рассмотрим несколько тезисов, обнародованных Разумковым.
- Партия «Слуга народа» ни разу ни с кем не проводила никаких переговоров о создании совместной коалиции.
Надо отметить осторожность формулировки — партия переговоры не вела, но это не значит, что она не будет их вести, несмотря на отсутствие необходимости в формировании многопартийной коалиции.
Между тем известно, что определённые круги в США и в Украине лоббируют включение в состав коалиции партии «Голос», а её лидера прочат чуть ли не на пост премьер-министра (информация выглядит фантастичной — дебаты показали, что Вакарчук, хоть и кандидат наук, но все же несколько не соответствует публично-политической роли). Так или иначе, но вероятность создания хотя бы двухпартийной коалиции существует.
- Альтернативы Минским соглашениям нет, а значит, вносить изменения в Конституцию придется.
Вообще-то «слугам народа» неплохо было бы сначала между собой договориться о какой-то общей программе. Потому что Зеленский, например, в разговоре с Путиным предлагал отказаться от закрепления в Конституции особого статуса Донбасса. Коломойский же просто считает это нереальным.
Насколько известно, сейчас обсуждается вопрос того, как внести изменения в Конституцию, не предоставляя особого статуса Донбассу. Разрабатывается компромиссная формула, которая унифицирует Донбасс, но расширит полномочия региональной власти.
Это, однако, противоречит политике «децентрализации», направленной на предельное ослабление регионального (на уровне области и района) самоуправления. На протяжении пяти лет логика процесса состояла в том, чтобы создать экономически несостоятельные объединенные общины, находящиеся на финансовом крючке Киева. Замена глав администрации на префектов, имеющих право отменять решения органов самоуправления и распускать их самих, тоже не предполагает особого статуса областей.
В общем, тупик, но следствием попыток выйти из этого тупика может оказаться федерализация.
Возможно, впрочем, что тут есть определённый «хитрый план», — показать партнерам дестабилизацию в стране (а при попытке внести изменения в Конституцию с «особым статусом» волнения, безусловно, будут, хотя, может, и без взрывов гранат, как это было 31 августа 2015 года) и невозможность провести через Раду конституционные изменения, и, таким образом, избавиться от необходимости их принимать.
- Партия «Слуга народа» намерена ввести суровые наказания за «кнопкодавство» (штраф в 50-80 тысяч гривен или уголовная ответственность), а за прогул более 30% заседаний планируется отбирать мандат.
Есть повод поёрничать относительно качества депутатского корпуса, приведенного в Раду «Слугой народа», но в действительности об усилении ответственности говорится уже не первый год.
Кстати, система персонализированного голосования (т.н. «сенсорная кнопка») была введена более 10 лет назад, но не установлена и не протестирована. Между тем, использование этой системы сделает ненужной уголовную ответственность (кстати, есть обоснованные сомнения в адекватности использования норм уголовного права за такие нарушения).
- Будет принят закон об оппозиции.
Это хорошо, но сам же Разумков пообещал не голосовать за представителя оппозиции при избрании зампреда Рады… А нормы закона автоматически работать не будут.
Забавно наблюдать за тем, как переживают относительно внедрения закона об оппозиции в «Европейской солидарности», — они-то за пять лет ничего для принятия этого закона не сделали.
- Будет снята депутатская неприкосновенность.
По имеющейся информации, единства во фракции по этому поводу нет. Примерно 40-50 «слуг народа» могут за такую норму не проголосовать. Если это действительно так, то есть вероятность того, что 300 голосов собрать не удастся. Формально все фракции будущей Рады за, но мы-то знаем, как можно блокировать вопрос о неприкосновенности, выступая за неприкосновенность. Достаточно проголосовать за проект, предполагающий снятие неприкосновенности с президента и судей, чтобы он был зарублен Конституционным судом, — неприкосновенность судей уже снята, а президента — не может быть снята, поскольку является элементом его статуса.
- Проект бюджета будет подан в срок.
Интересно, что, по словам Разумкова, готовится он во фракции. Будет ли проект бюджета от правительства, пока неизвестно.
- Разумков не знает, как президент будет менять закон о языке.
Никто не знает.
Принципиальная установка на то, что государственный статус будет иметь только украинский язык, допускает очень широкий спектр вариантов. Но вот вариант с нынешним законом о языке не просматривается. Он неприемлем концептуально, поскольку противоречит сразу нескольким статьям Конституции, прежде всего пресловутой десятой.
Именно в силу негодной концепции закон реформированию не поддаётся. Если в него вставить нормы о защите языков меньшинств, то получится внутренне противоречивый документ, не регулирующий вообще ничего.
Так что единственный логичный вариант — принимать новый закон, вступив при этом в клинч не только с националистами, но и с собственными радикалами.
- Открытие рынка земли требует принятия ряда законов.
Это в общем-то понятно. Непонятно, как «Слуга народа» в принципе будет оправдываться за принятие крайне непопулярного решения. Об этом надо думать и говорить, но не похоже, чтобы в окружении президента вопрос в принципе так ставился.