Последние два года Кабинет министр последовательно ужесточал критерии получения субсидий, и многие домохозяйства потеряли к ним доступ. С 2017 года в доходы, от которых зависит получение субсидии или отказ в ее предоставлении, записали не только членов домохозяйств (те, кто прописан и проживает в них), а и членов их семей. Например, если муж формально прописан и проживает в другом месте, то у жены будут требовать справку о доходах супруга. С помощью этой манипуляции число субсидиантов упало с 6,6 млн до 3,7 млн домохозяйств.
Команда президента Владимира Зеленского хочет, наоборот, расширить круг субсидиантов. Планируется увеличить число получателей адресной помощи еще на 1 млн малоимущих семей. А это в основном люди старше 70 лет.
О желании избавить от высокой коммуналки украинцев говорил ранее сам Зеленский, а недавно такую инициативу подтвердил представитель президента в Кабинете министров Андрей Герус.
«Некоторые домохозяйства, которые должны были бы пользоваться субсидиями, потому что они бедные, потеряли на них право. Мы анализируем, как можно изменить критерии для того, чтобы люди, которые действительно нуждаются в помощи, смогли получать субсидии. По моим оценкам, речь где-то о дополнительном одном миллионе семей, которым также может предоставляться адресная помощь. Среди этого миллиона, думаю, в значительной степени будут пенсионеры, которым больше 70 лет, потому что это незащищенная категория», — заявил Герус в интервью «РБК-Украина».
Факторы падения
Директор Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич рассказывает, что благодаря политике правительства Владимира Гройсмана расходы на субсидии упали на 8 млрд гривен. В этом чиновникам помогло падение цен на газ в странах Евросоюза — от пиков в ноябре 2018 года до минимумом текущего момента цены на газовых биржах упали на 50+%.
Это привело к тому, что не только не нужно было повышать тарифы на газ для населения, а и появилась возможность их снизить. Но для этого была изменена методика расчета тарифа. Она привязана к импортному паритету и должна была ежемесячно пересчитываться.
«Премьер-министр Гройсман усложнил эту схему, введя 4 минимальных значения, включая цены на украинской бирже. Так, по состоянию на 1 августа он снизился на 21% от уровня 8,55 грн/куб.м., действовавшего в конце отопительного сезона», — уточнил специалист.
Не верю
Таким образом, субсидии были уменьшены, но и уменьшены газовые цены для бытовых потребителей. И хотя цены на газ в Европе уже ползут вверх, Марунич говорит, что новое украинское правительство при реальном желании может не допустить их повышения внутри страны и даже снизить.
Если эта идея будет воплощаться, то, предполагает аналитик, Кабмин внесёт очередные изменения в законодательство касательно критериев начисления субсидий домохозяйствам, гле есть граждане старше 70 лет, чтобы они платили за коммуналку меньше остальных.
А вот в это уже Дмитрий Марунич не верит, ибо Украина связана обязательствами с Международным валютным фондом. А фонд, в свою очередь, жёстко настаивает на либеральной политике тарифообразования в стране.
Обострение за углом
На такое заявление Геруса уже отреагировал Кабмин и сказал: реализация нововведения потребует где-то 7 млрд гривен, не предусмотренных госбюджетом. Если это правительство урезало расходы на субсидии, то где следующее изыщет средства на эти же субсидии?
«Согласно данным за июль, дефицит бюджета уже не выполняется. Соответственно ближе к концу года, несмотря на заимствования, которые делает на внутреннем рынке Министерство финансов, ситуация будет обостряться, и власти будет сложно увеличить расходную статью на субсидии. Причем характер этих средств должен быть не эмисионный (дополнительный выпуск денег. — Ред.), потому что это подтолкнет иные процессы в экономике. Или же кто-то недополучит деньги за ЖКХ», — прогнозирует эксперт.
Обучать экономии не будут
Юрист и директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко подчеркнул, что снижение сумм в платежках происходит не по возрастному, а по имущественному признаку, то есть по программе жилищных субсидий. Она, конечно же, требует усовершенствования. Например, монетизация субсидий, стартовавшая весной, является упрощённой процедурой государственной компенсации по коммунальным платежам.
«Если раньше отделы субсидий должны были распределить деньги между десятками коммунальных организаций — ЖЭКами, водоканалами и другими, — то теперь эту большую часть работы не нужно выполнять. Люди получают деньги на банковскую карту и самостоятельно оплачивают счета», — сказал эксперт.
Возрастные особенности
Но Сергиенко беспокоит то, что и новая власть не собирается стимулировать население экономно потреблять тепло- и энергоресурсы. Как это делать, если для батарей многоэтажных домов с центральными отоплением и подачей горячей воды (кроме новостроек) не предусмотрены счетчики тепла? Ведь без них нельзя контролировать тепло- и водоснабжение.
Также эксперт задаётся вопросом: почему власть придумала облегчённую коммуналку для тех, кому за 70? Почему люди не могут получить льготы, к примеру, в 61, 65 или 69 лет? Ведь на пенсию мужчины выходят в 60 (госслужащие — в 65), женщины раньше, но их пенсионный возраст постепенной повышают, чтобы сравнять с мужчинами. Пенсионеры, конечно, стараются подрабатывать, но далеко не все это могут и находят работу.
«Говорят, мол, мотивация такой идеи обуславливается тем, что человек после 70 не может работать? А если он не может работать после 60? Очевидно, всё это делается для того, чтобы сузить базу получателей субсидий, хотя властью заявляется обратное», — сказал энергоаналитик.
На одного или на всех
Интересно, что Государственный комитет статистики не даёт сведений о том, сколько в Украине насчитывается тех, кому за 70 лет. Зато указано количество пенсионеров возрастом 65+. Их 7,34 млн человек. Если предположить, что все они живут в домохозяйствах, то будет ли распространяться эта льгота на всех членов домохозяйства или на одного старика? Ведь хозяйство может вести и один человек, но старики могут жить с родственниками, хотя в стране треть домохозяйств-получателей субсидии состоит из одного гражданина. Будут возникать сложные спорные ситуации, уверен Александр Сергиенко.
В подтверждение своего прогноза он привел пример из жизни. Ранее льгота на человека распространялась на его семью. Потом её отменили, а пока она была, отец Сергиенко как инвалид войны первой группы не платил ЖКУ. Когда же его супруга умерла, площадь двухкомнатной хрущевки ветерана превысила льготные нормы, и ему стали начислять коммуналку.
«Он принципиально не платил. А я ему так и не смог объяснить, что существуют нормативы. Человек прошел войну, большую часть жизни не оплачивал коммунальные счета и вдруг жена умерла, а ему стали насчитывать коммуналку», — поведал правозащитник.
Он предвещает, что в будущем возникнет ряд подобных ситуаций, которые нужно будет прописывать в законах. Но учесть до конца все нюансы не удастся.
Плюс 54
Собрав уравнение из числа пенсионеров возрастной категории «65+» (7,34 млн), пенсионеров-одиночек, получающих субсидию, и среднего начисления коммуналки зимой и летом, Александр Сергиенко подсчитал, что на свою инициативу Зе-команде нужно дополнительных 54 млрд гривен.
«Это чуть меньше тех 58 млрд гривен, которые закладывалась на субсидии в бюджет этого года. Значит, государство должно собрать из других расходных статей бюджета ещё 54 млрд, чтобы выполнить этот популистский каприз», — заметил юрист.
Подорожание приближается
Все же повышение тарифов неотвратимо в связи с нормой об импортном паритете, которую власть, вероятнее всего, не посмеет отменить.
«Гройсман заявил, что базой для формирования цен на отопительный сезон являются текущие цены для закачки газа в подземные хранилища. Но это лукавство. Потому что в стране действует постановление Кабмина #187 об импортном паритете, по которому рассчитывается тариф. Нельзя тариф на декабрь рассчитать по августовскому уровню. Это незаконно. Декабрьская цена высчитывается из базовой цены за ноябрь, а в это время она не будет такой, как сейчас», — предупредил Марунич.
По его прогнозу, цены на газ для бытовых потребителей вырастут до уровня цен отопительного сезона с НДС. Плюс над Украиной висит реальная угроза прерывания контракта с «Газпромом» на транзит российского газа. Если это случится, то скачки котировок на газовых биржах Европы могут быть непредсказуемыми. А цены могут подскочить куда выше тех газовых фьючерсов (контракты наперед) на зиму, которые уже торгуются и где заложенная цена примерно на 30% выше.