Едва закончились президентские выборы, как были назначены внеочередные парламентские. Едва они завершатся, Зеленский обещает местные. Затем он будет воплощать свои мечты о государстве в смартфоне. Никаких других обещаний Зеленский не давал.
Так было всю историю самостийной Украины. Завышенные ожидания, кредит доверия претенденту на лидерство. Затем он срывает маску, ничего не свершив, но обогатившись, и выметается, уступая место новому мессии. Так прошло тридцать лет.
Президенты
Их было шестеро, все приносили клятву, клали руки на Евангелие и Конституцию. Кравчук 5 декабря 1991-го клал на Конституцию УССР 1978 г. Правил два с половиной года, фактически отстранен. Кучма 10 июля 1994-го с Конституцией УССР клал на Евангелие. Правил два срока, но весь второй срок страну трясло от протестов, а уход выглядел как свержение. Ющенко 23 января 2005-го возложил руку на целую стопку антикварных книг. Бесславно сгинул. Янукович 21 февраля 2010-го облокотился на факсимильную копию Евангелия. Факт использования реплики одни истолковали как поношение Евангелия, другие увидели в этом профанацию церемонии.
И наступили знамения. В день инаугурации Януковича треснул памятник основателям Киева на Печерской набережной. А окованные двери Рады сами собою захлопнулись у него перед носом. Вообще, знаки, видения и знамения просто-таки клубились вокруг злосчастного «проффесора». То упал от попадания яйца, то получил еловым венком по голове. Такое не могло закончиться хорошо. Но свержение Виктора Федоровича облегчения не принесло. Вместо него пришел еще худший Порошенко. На его инаугурации 7 июня 2014-го, когда он шел между шеренгами почетного караула, как подкошенный рухнул солдат. Так и свершилось — вместо инвестиций на Украину пошли гробы с фрагментами неопознанных тел людей, которых Порошенко бросил на усмирение восстания на Донбассе.
А ненавидеть пятого президента стали сразу после избрания. Сети пылали. Популярное пророчество: «Кравчук сбежал, Кучму выгнали, Ющенко сбежал, Януковича выгнали (чуть не убили). Порошенко, наверное, убьют». И вот 11 уголовных дел уже открыто против «пятого», уже начались выемки документов в его конторах, самого вызывают на допросы, но он пока игнорирует их, делая хорошую мину при очень плохой игре. Продолжение следует, а в этом месте и явился очередной «многообещающий» — Владимир Зеленский. Шестой.
Так что же происходит с Украиной? Почему ей так не везет на президентов?
Гетманы
Чтобы понять суть украинского кризиса, мало прокрутить в голове новейшую историю. Очень важно понимать, что она архетипична и всего лишь является ремейком истории более ранней и давно свершившейся. Русь единая, разделившись в XIII веке, шла в одном направлении, но лишь у Москвы получилось собирание русских земель. Делать это было легко. Русские говорили по-русски от Киева до Москвы. Так что Хмельницкий легко привел к присяге царю Московскому, православному, три бывших воеводства Речи Посполитой. Переводчики им не требовались. С тех пор Малая и Великая Русь до 1991 года жили вместе. Единство языка, веры и земли исключали национальный гнет.
Но казацкие элиты были проблемой, потому что собачились друг с другом, подпиливая ножки стульев, на которых сидели. В Батурине есть современная скульптурная группа «Гетманы. Молитва за Украину». Отличный пример. Застыли в бронзе гетманы Многогрешный, Самойлович, Мазепа, Орлик и Разумовский. Многогрешного сверг Самойлович, Самойловича подсидел Мазепа. Никаких сомнений в том, что гетман Орлик, если бы его патрон не оконфузился на старости лет, сверг бы и его. Сдавать друг друга им было легко. Достаточно было отправить донос с перечислением фактов воровства предшественника. Воровали гетманы до Северной войны много. Больше всех — Мазепа. А Кирилл Разумовский, живший много десятилетий спустя, еще больше. Даже взимал пошлины на границе Малороссии с Великороссией и белорусскими губерниями. Был отозван в Петербург, институт гетманов упразднили. Элита осталась недовольна, но народ вздохнул с облегчением.
От Мазепы к Кравчуку
Последующие столетия показали только то, что украинская элита элементарно не способна договариваться об общих для всех правилах и соблюдать их. Мало того, выяснилось, что украинская элита недоговороспособна в принципе. Этого нельзя сказать о народе — трудолюбивом и покладистом. Но стабильность территории достигалась только тогда, когда элиты были под жесточайшим контролем наместников и смотрящих.
Хотя и тогда они не прекращали интриговать и бессовестно воровать. Как, например, в 20-е годы ХХ века, когда на службе у большевиков, победивших в Гражданской войне в том числе Центральную Раду, УНР и Петлюру, оказались… вожди УНР и петлюровцы. Михаил Грушевский, Владимир Винниченко, Сергей Ефремов, другие, даже Всеволод Голубович, который предательски подписал сепаратный договор с Германией, вынудив большевиков пойти на Брестский мир.
Все они, за исключением Грушевского и Винниченко, попали под чистки второй половины 30-х. Но за ними приходили отнюдь не из-за УНР. А за воровство, хищения и вредительство. Даже в период существования Рейхскомиссариата Украина, украинские коллаборационисты стали у оккупантов настоящей занозой в заднице. Воровали везде, где могли украсть. И редакция фашистской газеты «Украинское слово» была расстреляна в 1942-м за махинации с учетными и рабочими карточками, фиктивными документами, талонами на продовольствие. После войны, когда Хрущев округлил УССР российским Крымом, украинская номенклатура стала настоящей чумой, покрыв республику коррупционной сеткой. Вот это и есть истинная история самостийности, от Мазепы до Кравчука.
От Кравчука до Зеленского
Даже главный пропагандист компартии Украины, подписант Беловежских соглашений и первый президент Леонид Кравчук признает, что в УССР ему жилось проще и к независимости лично он не стремился. Но когда выпал случай стать красным корольком, он им воспользовался, выиграв первые президентские выборы с 61,59% голосов.
Кравчук 1 декабря 1991 года наобещал с три короба, но уже 1 января 1992-го народ начал кое-что понимать. Лукавый коммунист попытался выставить ответственным за хаос вместо себя бывшего помощника своего соперника Игоря Юхновского, Леонида Кучму. Назначил премьером и дал такие полномочия, которые не снились Януковичу и Порошенко, вместе взятым. Кучма, будучи премьером, мог руководить через голову Рады. Кончилось предсказуемо — премьер Кучма ничего не смог сделать и потребовал продлить ему диктаторский срок еще на год. Но депутаты, которые прекрасно знали, что именно мешает Кучме заниматься экономикой, отказали, и премьер подал в отставку, начав поход в президенты.
Выборы 1994 года показывают карту распределения симпатий. Экс-коммунист Кравчук, обещавший защитить права русскоязычных, стал невероятно популярен в Галиции. А за Кучму подписались все, кто восточнее Киевской области и южнее Днепропетровской. За Кучму голосовали, клюнув на его обещания сделать русский язык вторым государственным. Кучма обманул и уже через пять лет, когда в нем разочаровались и его рейтинг равнялся 6%, он точно так же, как предшественник, получил электорат Западной Украины. А победил путем невиданных фальсификаций, на которые пресса в те времена закрыла глаза. Просто потому, что противником Кучмы был коммунист Симоненко. И Кучма, который с любым другим соперником загремел бы под фанфары — получил второй срок. Первым и пока единственным, среди шести президентов.
Но ему не дали жить спокойно. Началась репетиция цветной революции, расплодившиеся НПО вывели на улицы адептов, и вместе с Януковичем был свергнут в том числе Кучма. Ющенко был первым, кто не делал никаких реверансов в сторону русскоязычных, просоветских и пророссийских сограждан. Фактически Ющенко был бета-версией того, что случилось после 2014 года. Это было так скверно принято народом, что он стал первым президентом-банкротом, кто зашел во власть, имея почти 60% голосов, а через пять лет вышел с 5,75%. Его не свергали, как Порошенко. От него с презрением отвернулись. И Ющенко не смел появиться на Евромайдане ни на секунду. Историю Януковича и Порошенко повторять не стоит, слишком недавно это было, слишком все это болит. Первого надо было скинуть с политической лодки еще в 2004 году, когда он сказал "А" и не сказал "Б". А Порошенко погубила собственная жадность, ибо брать власть над Украиной, когда она разгулялась, смертельно опасно.
Зеленский и Рубикон
Этот парень появился из ниоткуда. Он ничего не обещал. Он ни в чем не разбирается и все время косячит. У него нет манер, зато есть местечковый говорок. Он абсолютно не самостоятелен. Можно сказать, что у него нет никаких шансов дожить до конца каденции. Порошенко, конечно, не убили, но посадить уж точно постараются.
Зеленский — умный человек и будет держаться подальше от того, за что могут захотеть убить или посадить. Но он не волшебник. Ничего не обещая, он даже не объяснил, что такое вот это его «государство в смартфоне». А если через пару лет смартфоны заменят новые девайсы, где тогда окажется государство Украина вместе с его народом? Государство, которое за тридцать лет истории родило «закон про мову» и декоммунизацию (через 30 лет после исчезновения СССР!), но так и не удосужилось принять большой герб, а гимном узаконила всего один куплет, написанный во время хмельной вечеринки студентами.