В пояснительной записке к документу в качестве причин для люстрации названы злоупотребление властью, а также избегание ответственности за действия, направленные на собственное обогащение.
Законопроект предусматривает расширение перечня должностей, подпадающих под «очистку власти».
В списке — президент, все депутаты и спикер Рады, члены правительства, генпрокурор, главы СБУ, Антимонопольного комитета и Фонда госимущества, секретарь СНБО, руководство таможни и налоговой службы, а также оборонных предприятий.
Закон о люстрации начал действовать в октябре 2014 года. Он ограничивает право для высокопоставленных чиновников и судей времен Виктора Януковича занимать должности в органах государственной власти на 5-10 лет. Под его действие подпали более миллиона человек.
Фактически данный закон означал увольнение из госструктур только по политическому признаку, и сопровождался расправами националистов над теми или иными чиновниками. В 2014-15 гг. по стране прокатилась волна «мусорных люстраций», когда националисты забрасывали людей в мусорные баки.
Закон может рассматриваться национальными и международными судами как нарушающий права человека. Несмотря на это, в Киеве проигнорировали соответствующие замечания Венецианской комиссии, даже не предоставив ей проект изменений документа.
Накануне в эфире телеканала 1+1 премьер Украины Владимир Гройсман задал вопрос, почему президент Зеленский продолжает вносить законопроекты на рассмотрение, если 12 июля — это последний пленарный день, когда депутаты смогут рассматривать законопроекты.
Кроме того, Гройсман разъяснил, что все зарегистрированные законопроекты, которые Рада текущего созыва не успеет рассмотреть, будут возвращены заявителю, который сможет снова его внести в парламент 9-го созыва.
Представитель президента в парламенте Руслан Стефанчук в свою очередь заявил, что Рада законно работает еще один день — 12 июля, а текущий созыв может собираться на внеочередные заседания до выборов